22.04.2014 | 10:40

В Храме Христа Спасителя открылась хоровая программа Московского Пасхального фестиваля

География – от Москвы до Архангельска. Концерты – лучших коллективов России, Армении и Чехии, Германии и Словакии. Пасхальный фестиваль уже не поражает размахом – масштабность проведения форума стала традицией. Накануне в столице в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя состоялось торжественное открытие Хоровой программы. В концерте приняли участие сразу три коллектива. Рассказывают «Новости культуры».

Этот звон напоминает благовест – в церковном обиходе он предваряет начало службы. Подобная символика на открытии хоровой программы Пасхального фестиваля – вполне понятна; акапельное пение – долгое время существовало только в церкви. Отдавая дань традиции - Московский Синодальный хор исполняет григорианские распевы. Но не только, расширяя границы понятия «духовной музыки», представляет редко звучащие в церкви - сакральные композиции Чайковского, Голованова, Свиридова.

Диплом об участии в руках Алексея Пузакова – очередной трофей в многочисленной коллекции; хор – постоянный участник Пасхального. Этот фестиваль позволяет хору не только продемонстрировать свое искусство, но и обменяться опытом с другими коллективами.

«Когда мы поем в разных храмах, уголках мира, мы не всегда можем встретится вместе, вместе прославить Бога через искусство, Пасхальный дает эту возможность, услышать друг друга и вместе восславить этот праздник», – говорит Алексей Пузаков.

Присутствие греческого коллектива – Афонского хора «Фессалоникис Имноди» – на открытии – практически традиция. Как и исполняемая программа; все звучащие гимны посвящены воскрешению Господа.

«Мы представляем византийскую традицию, чтим ее законы с особым чувством, – рассказывает регент Афонского хора «Фессалоникис Имноди» Иоаннис Лякос. – Именно поэтому наш хор – чисто мужской. Помимо этого, если вы обратите внимание на постановку хора – она также совпадает с византийскими традициями - именно так хор стоял во время богослужения в храме».

Хор Мариинского театра такой церковной сценой – не испугать. Тем более, в соборах поют в основном за рубежом, накануне выступали с пасхальной программой в главном соборе Финляндии. Хоть коллектив и универсальный: исполняют оперную и симфоническую музыку, но религиозная – для каждого здесь имеет особое значение.

«Когда есть возможность куда-то выехать или по работе исполнить духовное сочинение, как сегодня “Всенощную” – это всегда для нас большая честь, удовольствие, потому что эта музыка очищает внутренне, прежде всего», – отмечает дирижер Хора Мариинского театра Павел Петренко.

Впереди у Мариинского хора на фестивале – еще три концерта. Так что для коллектива и дирижера Павла Петренко – Пасхальный в очередной раз станет настоящим испытанием на прочность.

Новости культуры