17.04.2014 | 10:43

Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения режиссера и сценариста Алексея Сахарова

За 40 лет своей творческой карьеры режиссер и сценарист Алексей Сахаров создал полтора десятка картин. Среди них – знаменитые «Коллеги», «Вкус хлеба», «Барышня-крестьянка». Каждая следующая – совсем не похожа на предыдущую, однако почерк мастера угадывается – он старался уйти от мрачной действительности и снимал поэтическое кино, независимо от жанра. Сам режиссер свои работы знаковыми никогда не считал – был самокритичен до предела. Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения сценариста, кинорежиссера, народного артиста РСФСР Алексея Сахарова. Рассказывають «Новости культуры».

Он пришел в кино в начале 60-х, во времена культа поэзии и знаменитых вечеров в политехническом музее. Пришел и встал чуть в сторонке. Спокойно, не спеша, не претендуя на глобальные метафоры, Алексей Сахаров стал снимать «уютное» кино – о доброте. В 62-м на экраны выходит его комедия «Коллеги» и становится лидером кинопроката. Ее посмотрели около 35 миллионов человек и назвали «Евангелием нашего времени». Успех картины обеспечил и актерский состав. В фильме снялись Василий Лановой, Олег Анофриев и Василий Ливанов.

«Успех фильма был невероятный, потому что это фильм делали ровесники о своих ровесниках, – рассказывает Василий Ливанов. – О нашем поколении мы делали картину. И он так лег на душу людям! Ко мне подъезжали такси на улице, говорили: “Саша, куда хочешь? Отвезем бесплатно!”».

Над каждым своим проектом Алексей Сахаров работал по несколько лет – читал литературу, изучал территорию будущих съемок, писал сценарии. Он не был диссидентом. Но почти в каждой его киноленте видели что-то протестное, опасное, не к месту. В детской «Снежной сказке» цензура узрела намек на Хрущева. В киноповести «Вкус хлеба» – борьбу народа с партией. Широким экраном по стране не пошел исповедальный фильм режиссера – «Лестница». Картина о поисках выхода героя из тупика оказалась нежелательной во времена перестройки. Хотя эта трагикомедия удостоилась главного приза на международном кинофестивале в Риме.

Фильм «Барышня-крестьянка», по мотивам одноименной повести Пушкина, был смелым поступком. 90-е годы – времена мрачного кино. Смуте и смятению Сахарову хотелось противопоставить душевный покой. Для работы над картиной он приглашает Николая Немоляева. Кинооператор признается, сначала слегка испугался.

«Я достал с полки Пушкина и стал читать, – рассказывает Николай Немоляев. – Семь листиков, практически ни одного нету диалога. Только говориться: “он пошел, она пошла. Они встретились”. И я читаю сценарий, я поражаюсь тому, что герои на протяжении двух часов все время разговаривают, все время идет текст, которого нет у Пушкина. Я спрашиваю “Леша, как ты смог это сделать?”. Он говорит: “Я взял полное собрание сочинений у Пушкина и выписывал из него все наиболее интересные фразы, моменты”».

Киноленту впервые показали на фестивале «Киношок». И шок был действительно. Зал аплодировал стоя. «Барышня-крестьянка» удостоилась гран-при «Золотая лоза», звания лучшего игрового фильма на кинофестивале «Золотой Витязь», и призов киноакадемии «Ника» сразу по нескольким номинациям.
«Мне казалось, что зрителю, сейчас было бы интересно напомнить, на каких основах держится общество человеческое, что главным является в нашем человеческом сознании, – говорил Алексей Сахаров. – Эти основы те же, что были и раньше. О них стоит только напомнить затерявшемуся сейчас в хаосе обществу. Что основы эти – доброта, добросердечие, любовь к ближнему».

Последняя картина Сахарова – водевиль «На бойком месте». Пьеса Островского, где есть убийство и предательство, превратилась в легкий, слегка наивный мюзикл. Доброте режиссер не изменил. Через несколько дней после премьеры Алексея Сахарова не стало. Ему было 64.

К 80-летию со дня рождения Алексея Сахарова смотрите на нашем канале 19 апреля в 18.50 художественный фильм «Коллеги».

Новости культуры