18.04.2014 | 14:02

«Только Италия! Архитектурная графика XVIII–XXI веков» - выставка в Третьяковке

«Только Италия!» - выставка в Государственной Третьяковской галерее. Италия, запечатленная в архитектурном рисунке от XVIII столетия до наших дней. Специалисты всерьез утверждают, что этот вид графики возник благодаря восхищению художников и архитекторов перед совершенным и выразительным итальянским зодчеством. Соборы, палаццо, арены, триумфальные арки, мосты – это вечный источник вдохновения. Это может быть реальный городской пейзаж, руины, архитектурные фантазии. Сообщают «Новости культуры».

Изгибающиеся стены, смена цветовых доминант, игра форм. Залы Инженерного корпуса Третьяковки – не узнать. Сама площадка стала частью экспозиции.

Италия вообще и, в частности, ее архитектура - с античных времен - эталон - идеальных пропорций, формальных решений, сочетание чувственности и послания, пример гармонии. Обращение к классическим образцам итальянской архитектуры - основа пространственного решения этой выставки.

В пространстве - аллюзии на Колизей, Пантеон. Они же – объекты изображения. Около двухсот листов разных эпох. На них – такая разная, такая неотразимая Италия. Здесь материалы Третьяковской галереи, Берлинского музея архитектурного рисунка, частных собраний. Эту графику специалисты называют «узким жанром», редко включают в состав экспозиций. Эта выставка - возможность проследить эволюцию – и самого жанра, и отношения к фундаментальной классике.

«Видно, как в разные периоды, в разные столетия менялось отношение к архитектурному рисунку, что это за вид такой специальный – графического искусства. Нам кажется, что эта выставка актуальна сейчас именно тем, что она об архитектуре вообще, что такое красота архитектуры, как мы все вышли из античности, как сейчас архитекторы работают», - объясняет директор ГТГ Ирина Лебедева.

Известно всего два рисунка архитектора Василия Баженова – один из них здесь. До сих пор не ясно, что на нем, возможно – это архитектурная фантазия. В разные годы сооружения, мосты, руины рисовали Кустодиев, Суриков, Бенуа, Кончаловский, Салахов. Нередко в архитектурных рисунках хрестоматийные авторы открываются по-новому. Суриков, например, отошел от реалистического языка. Это видно на акварели с видом Помпей.

«Вдруг в произведении Сурикова рождается совершенно неожиданный ассоциативный ряд. Почти черные силуэты кипарисов и яркая красная стена – это стена с фрагментом какой-то росписи создает неожиданный траурный эффект. Она приобретает из такой чисто бытовой акварельной зарисовки неожиданную глубину и символическое звучание», - отмечает куратор выставки Нина Маркова.

Диапазон внутри жанра – очень широк. От почти научного рисунка – с исторической достоверностью, вниманием к деталям, точными замерами – до субъективного авторского взгляда на хрестоматийные объекты. На выставке представлены и работы современных авторов. Один из организаторов выставки, успешный архитектор Сергей Чобан рисование городской среды считает обязательным для практикующего градостроителя. Эти работы – не прикладные, с конкретными проектами не связаны. Они - часть большого внутреннего диалога – о языке современной архитектуры.

«Почему та архитектура, которую мы делаем сегодня, другая, зачастую, чем та, которую мы видим в историческом наследии. Как подчас трагически сверхонтрастно эти архитектуры могут сосуществовать. Вот эти две работы как раз показывают два совершенно контрастных языка, которые сегодня существуют в архитектуре, и некий диалог, возможно, отсутствие диалога», - полагает архитектор, основатель Музея архитектурного рисунка Сергей Чобан.

Это – особая форма - фантастика. Теоретическое исследование возможностей архитектурного языка. Одна из целей выставки – открыть дискуссию – каковы новейшие представления о гармонии городской среды.


Новости культуры