18.04.2014 | 10:44

Московскому театру на Таганке – 50 лет!

23 апреля Театр на Таганке отмечает грандиозный юбилей – 50 лет со дня основания. С 21 апреля в 18:15 на канале "Россия К" – авторская программа Вениамина Смехова "Золотой век Таганки", в котором знаменитый актер вспоминает спектакли, ставшие визитными карточками прославленного театра. 25 апреля в эфире телеканала – премьерный авторский фильм Вениамина Смехова "Театр на "вулкане" (18:15), программа "Линия жизни. Юрий Любимов" (22:05) и спектакль "Десять дней, которые потрясли мир" в рубрике "Спектакли-легенды" (23:20).

23 апреля 1964 года ученики Юрия Любимова сыграли на сцене Московского театра драмы и комедии свой дипломный спектакль "Добрый человек из Сезуана". Так началась история одного из самых знаменитых театров страны – Театра на Таганке. "Антимиры", "Десять дней, которые потрясли мир", "Павшие и живые", "Жизнь Галилея", "Послушайте!", "Пугачев", "А зори здесь тихие...", "Гамлет", "Мастер и Маргарита", "Дом на набережной", "Три сестры", "Борис Годунов" – каждая постановка Любимова становилась событием. В жизни этого коллектива было немало драматических поворотов – грандиозный успех, запрещение спектаклей, международные награды, раскол, долгожданное возрождение и изгнание руководителя.

Авторская программа Вениамина Смехова "Золотой век Таганки" посвящена знаковым постановкам Юрия Любимова, которые вошли в антологию театральных открытий ХХ века и стали легендами мирового театра. Это своего рода летопись, "взгляд изнутри", уникальное повествование Вениамина Смехова, стоявшего у истоков театра, который как никто другой знает, как Таганка стала местом паломничества настоящих театралов. Каждая программа – это не просто рассказ о спектакле, но и воспоминания о событиях, предшествовавших и последовавших за премьерой, о людях, благодаря или вопреки которым он состоялся, и, конечно же, об актерских судьбах – Владимира Высоцкого, Зинаиды Славиной, Валерия Золотухина, Бориса Хмельницкого, Аллы Демидовой, Леонида Филатова. Речь пойдет и о других "действующих лицах" истории Таганки – поэтах, композиторах, сценографах, писателях. "Золотой век Таганки" – это чистый воздух необыкновенного искусства театра, – говорит Вениамин Смехов. – Это Любимов, который создал театр. Это актеры, которых он очень любил, и которые обожали его. Это восемь спектаклей, и судьбы, и голоса актеров. Это счастливое время нашей молодости – прекрасное детство Таганки. Эта программа – подарок и для меня, и для зрителей".

Старт "золотого века" Таганки был уникальным. Режиссер-педагог Юрий Любимов со своими студентами из театрального училища им. Б.В. Щукина поставили дипломный спектакль "Добрый человек из Сезуана" (21 апреля, 18:15) Бертольда Брехта и сразу попали на звездный Олимп мирового театрального пространства. Эта постановка поразила и ошеломила зрителей, такого в театре еще не было. "Любимов утверждал крамольную для соцреализма мысль: форма – это и есть искусство, – рассказывает Смехов. – То есть я играю в диалоге с партнером, воздействую на него, и верой в правду обстоятельств убеждаю зрителей, и вдруг я бросаю партнера и роль, выхожу из образа и обращаюсь к зрительному залу. Каждая роль игралась так, как будто этот персонаж пришел с улицы. Это было новое слово в театре".

Одним из сильнейших спектаклей Таганки Смехов называет драматическую поэму "Пугачев" (22 апреля, 18:15): "В этой могучей поэме Есенина что ни строфа, то метафора. Здесь все было заново, такого театра я никогда не знал, меня лихорадило от восторга и от гордости тоже, какая россыпь красок на нашей маленькой сцене – трудно вообразить".

С постановкой романа Булгакова "Мастер и Маргарита" (23 апреля, 18:15) связана поистине мистическая история. Любимов не раз обращался с просьбой дать добро на постановку и ему все время отказывали. Лишь с третьего раза он добился разрешения, правда, власти сразу сказали, что денег не дадут. "Это была какая-то совершенно "воландовская" история, как будто бы сам Воланд распорядился, чтобы в театре на Таганке вышла премьера "Мастера и Маргариты", – рассказывает Смехов. – И вот в застойной ежедневности Москвы родилось не идеальное, но желанное, успехом оглушенное театральное воплощение романа Булгакова, первое в мире его сценическое прочтение. Причем, как никогда раньше, спектакль вышел без единого замечания, без обычных идеологических придирок, переделок, перепоказов, но и без единой копейки из бюджета".

"Гамлет" (24 апреля, 18:15) переписал заново легенду о самом знаменитом герое Шекспира. Принято считать, что о Гамлете образованные люди знают все. После премьеры многие говорили, что успех Высоцкого – это успех популярнейшего барда, а не принца Датского. "Гамлет Высоцкого удивил остротой мысли до ожога, оголенностью нервов до кошмара, саркастическим юмором до самоистязания, и все это при идеальном прочтении стихотворной музыки Шекспира", – утверждает Смехов.

25 апреля в 22:05 в эфире – программа "Линия жизни. Юрий Любимов", в которой создатель легендарного Театра на Таганке рассказывает о своей семье, актерской карьере, о том, как создавались и закрывались спектакли, и режиссерских принципах. "Ко всякому артисту нужен подход, чтобы открыть его, чтобы он расцвел, – размышляет Любимов. – Конечно, у меня должность диктаторская. Никакой демократии в театре не может быть. Это диктатура режиссера. Не хочешь, не работай. Иди в другое учреждение. И там расцветай. Режиссура – это тяжелый труд, надо иметь крепкое здоровье, много сил и большое упрямство. И фантастическое терпение".

После программы "Линия жизни" в 23:20 в рубрике "Спектакли-легенды" – постановка Юрия Любимова "Десять дней, которые потрясли мир" по одноименной книге Джона Рида с участием Ивана Бортника, Валерия Золотухина, Готлиба Ронинсона, Бориса Хмельницкого.

Пресс-служба телеканала "Россия К"