15.04.2014 | 19:06

Немонументальная пропаганда Веры Мухиной

Третьяковская галерея открывает в залах на Крымском валу выставку Веры Мухиной – к 125-летию со дня рождения скульптора. Из запасников извлекли два десятка авторских этюдов 20-40-х годов. В юности Мухина уничтожала неудачные эскизы. В период обучения в парижской мастерской великого Бурделя она разбила свою скульптуру, о которой мэтр сказал: «Русские лепят иллюзорно, а не конструктивно». В сущности, все известные шедевры Мухиной создавались во славу иллюзии. Конструкции слишком реалистические остались на стадии замысла. Рассказывают «Новости культуры».

Она была страстно влюблена в героическую красоту людей. С дерзким складом ума, и с чем-то исконно русским в чертах. Лепить их портреты Вера Мухина могла бесконечно. В каждом созданном облике – от колхозницы Матрёны Лёвиной до сына Всеволода она выявила и сконцентрировала «приметы эпохи»: стремление к созиданию, упорство воли, непреклонность. Портретный жанр был одним из её любимых. Но она обращалась к нему в перерывах между крупными монументальными проектами или во время вынужденных творческих пауз.

«Она и в портрете оставалась монументалистом, – отмечает куратор выставки Лариса Бадретдинова. – А главное требование критики тех лет – создать типический образ советского человека. Мухина очень интересно видит человека, видит фигуру. Она сразу дает представление о телосложении человека, о росте. Вот, например, портрет летчика-испытателя или портрет Львова – сразу ощущается высокий, статный человек».

Автору символов советской эпохи не всегда вписывался в саму эпоху. Монументальные памятники, тяжеловесные фигуры, эстетика силы и мужества. Казалось, стиль Веры Мухиной, как нельзя лучше соответствовал лозунгам вождей: «Выстроим!», «Догоним!», «Перевыполним план!». Но большинство ее проектов так и остались в этюдах и эскизах. Вот «Пламя революции!» – памятник автору первой конституции СССР Свердлову. Фигура, вытянутая рука, зажженный факел – все стремится вперед и ввысь. Но партия скульптуру отвергла, посчитав ее карикатурной. А это «Икар» – любимая работа Мухиной – отзыв на гибель Чкалова. Памятник должен был украсить «Пантеон летчиков». Но судьба древнегреческого героя из бронзы, как и в мифе, сложилась печально. Монумент дважды похищали. Первый раз его восстановила автор. Второй, по оставшемуся воску, воссоздали уже после смерти скульптора. Мотивы крыла и полета – ключевые в творчестве Мухиной.

«Летчики долгое время были главным мифом ХХ века, – говорит заведующая отделом скульптуры ХХ века Государственной Третьяковской галереи Людмила Марц. – В начале ХХ века человек взлетел. Первые самолеты – это было потрясение для умов человечества. И для Мухиной это было очень важно. Идею свободного падения она испытала сама. Она летала с Чкаловым на самолете. И по ее просьбе он сделал “мертвую петлю”».

Революционеры и крестьянки, коммунисты и партизанки – идеалы красоты, на которые должны были равняться все советские граждане – одиноко ютились в квартире скульптора. «Мечты на полке» - как называла их сама Мухина. На Новодевичьем кладбище на могиле скульптора и ее мужа, доктора есть две надписи: «Я сделал для людей все, что мог», а рядом женское – «И я тоже».

Новости культуры