06.07.2011 | 09:13

История усадьбы "Пенаты" на фотовыставке в Российской академии художеств

В Москве открылась выставка «История усадьбы «Пенаты». 110 лет». Это фотолетопись знаменитого творческого пристанища Ильи Репина и близких ему людей. Общую картину дополнили копии архивных документов, которые экспонируются впервые. Среди них купчая на участок с летней дачей на Карельском перешейке. Снимки дома, интерьеров, парка, обитателей и гостей усадьбы – больше полутора сотен фотографий со времени ее основания и до 60-х годов прошлого века. Рассказывают «Новости культуры».

Летнюю финскую дачу Илья Репин перестраивает в течение 12 лет и она превращается в терем под стеклянной крышей. В Куоккале теперь появились «Пенаты» - в честь римских божков-хранителей домашнего очага, они везде на фасаде дома. В естественном свете, так важном для художника, творить приятно и удобно. А по средам Илья Репин с женой Натальей Нордман принимают гостей.

«Это был один из центров не только питерской жизни, но вообще российской художественной жизни, – рассказывает заместитель генерального директора ГТГ Лидия Иовлева. – Кто только не был у этого патриарха: и Толстой, и Стасов, и Андреев, и Чуковский – ведь он там начинал свою Чуккоккалу. И все это – в замечательных фотографиях».

У Натальи Нордман, прошедшей фотографические курсы, домашние снимки, но сегодня это – ценные документы эпохи. У знаменитого Карла Булла – шедевры фотоискусства. Эти снимки не раз были опубликованы, но вот так вместе – они дают почувствовать ауру «Пенатов». Это – закат жизни художника, но активный закат. Вот Репин с финскими рабочими копает пруд, с питерской богемой устраивает спектакли и просвещает местных крестьян.

«Каких-то там дворников организовывал, учил их иностранным языкам, – рассказывает академик, народный художник РФ Евгений Максимов. – Такое могло быть только в XIX веке. Конечно, он был разночинцем, и этот дух разночинца он всю жизнь протащил с собой».

Живой, подвижный, изобретательный и деятельный – таким его запомнили современники. Таким Репин вошел в историю. И – обожающий свои «Пенаты» и холм, на котором часто любил бывать перед смертью и там же завещал себя похоронить.

«Когда ходишь по аллеям парка, подходишь к могиле Репина, - это ведь смело быть похороненным там, где ты живешь. Здесь – могила, крест – все очень скромно. Здесь даже крест олицетворяет жизнь. Это значит, что искусство – вечно. Значит, интерес к художнику будет длиться», – говорит профессор Андрей Золотов.

В 1939, когда шла война с финнами, из «Пенатов» спешно уезжали репинские потомки. В Великую Отечественную от дома мало что осталось. Нынешние «Пенаты» были восстановлены в 60-х, и говорят, в них чудесным образом сохраняется репинская атмосфера. Может оттого, что сам художник всегда рядом?