14.04.2014 | 10:56

"Золотой век русского авангарда" в трактовке Питера Гринуэя и Саскии Боддеке

Сегодня в столичном Манеже – грандиозная премьера. Питер Гринуэй вместе с супругой, нидерландским режиссером Саскией Боддеке, представляют мультимедийный проект «Золотой век русского авангарда». Главный зал занимает гигантский куб – увеличенный в десятки раз объемный «Черный квадрат» Казимира Малевича. Для авторов это полотно – основная метафора экспозиции, которая станет одной из ключевых в программе «перекрестного» Года культуры «Россия – Великобритания». Рассказывают «Новости культуры».

Пять тысяч квадратных метров, 18 экранов и более тысячи шедевров русского авангарда. Зрителям обещают – они увидят не только «ожившие» произведения русского авангарда, смогут буквально погрузиться в эпоху.

Пока же завораживающая чернота куба доступна лишь техническим службам и, конечно, самим создателям инсталляции – Питеру Гринуэю и Саскии Боддеке. Они говорят: проект – это не урок истории. Их видение русского авангарда.

«Это не просто демонстрация, – поясняет Саския Бодеке. – Мы не сажаем нашего зрителя в тёмном зале и не обрушиваем на него какую-то информацию, мы приглашаем совершить вместе с нами некое чувственное путешествие по тому времени. Человек ходит кругами, на него воздействуют музыка, свет, инсталляции – образы, которые окружали этих художников, и их произведения».

Речь о двенадцати ярчайших представителях русского авангарда. Вот несколько имён: Малевич, Кандинский, Маяковский, Эйзенштейн, Мейерхольд, Филонов, Попова. О своей подготовке к проекту Боддеке и Гринуэй рассказали на открытой лекции. Они тщательно изучали этот революционный период русского авангарда. Работы художников, их биографии, фильмы, фотографии, музыка того времени– в этом черпали вдохновение. Зрители увидят всё это в движении.

Заставить заговорить друг с другом мэтров, даже тех, кто при жизни никогда не встречался, было несложно.

«К счастью, все наши герои были красноречивы, постоянно выступали с какими-то заявлениями, – рассказывает Питер Гринуэй. – Маяковский вообще очень много говорил и писал о себе. Мы использовали и воспоминания современников, газеты, статьи в которых не могли не обсуждать наши герои».

Так создавалось это пространство – некая параллельная реальность, где художники общаются друг с другом. Их роли исполняют российские актёры, И только Кандинского играет Хендрик Эртз, уже снимавшийся у Гринуэя. Пробы проходили в конце прошлого года в Москве. Для режиссеров было важно не портретное сходство – эмоции.

«Грустно, весело, удивлённо, страшно: мы в камеру вот так с разными эмоциями, – говорит актриса Алиса Дмитриева. – Все съёмки происходили на сцене – она то крутилась, то останавливалась, то крутилась быстрее, т.е. мы туда выходили, как на театральную площадку, мы камеры даже не видели. У нас был контровой свет и это был театр».

То, что получилось в итоге, пока видели лишь немногие, но уже называют инсталляцию не иначе, как кино будущего

«Наверное, это кино 2020 года, – отмечает куратор проекта Ольга Шишко. – Когда оно вокруг тебя, когда соединены все виды искусства: и архитектура, и поэзия, кино, театр, музыка. Знаете, Питер Гринуэй и Саския Боддеке прописали несколько сценариев – это и визуальный сценарий и саунд-сценарий и отдельный световой сценарий».

По словам самого Питера Гринуэя, такой подход нисколько не умаляет достоинства произведений русского авангарда, хранящихся в музеях. Он уверен, что эти 12 художников не возражали бы, чтобы их искусство демонстрировали, используя современные методы. Так они будто оживают в новой эпохе.

Новости культуры