16.04.2014 | 09:49

Выставка "Квартира-музей" открылась в ГМИИ имени Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина открыл к 20-летию своего отдела личных коллекций новое здание. Оно там же, на улице Волхонка, название которой связано с одной из владелиц особняка, в котором и расположился этот музей – княгини Волконской. Коллекции, это известно, требуют иного подхода, нежели отдельные предметы. Они – как сложные организмы, каждая часть работает на целое. Их ценность заложена в первоначальном замысле собирателя. А, следовательно, и концепция дома, который состоит из квартир-музеев, вовсе не дань моде, моде на новые музейные решения. Рассказывают «Новости культуры».

Пройтись по квартирам небезызвестных людей. Заглянуть к архитектору, художнику, коллекционерам: познакомить зрителя с предметами искусства, но заставить его забыть, что он находится в музее – вот идея авторов проекта

Квартира под номером один принадлежит архитектору Якову Чернихову. Его работы, которым уже почти сто лет, словно выполнены с помощью компьютерных программ. В 20-30е годы его считали фантастом, сейчас идеи авангардиста стали реальностью. А вот и чертежные инструменты из кабинета Якова Чернихова, которыми он пользовался, предсказывая архитектурное будущее.

«Даже центр Помпиду воспроизводит одну из фантазий Якова Чернихова, – рассказывает архитектор, внук Якова Чернихова Андрей Чернихов. – В Мехико стоит совершенно фантастический дом черного цвета, я его из окна автобуса сфотографировал, один к одному фантазия Чернихова, это не плагиат. Это уникальная способность людей, гениальных людей предвидеть то, к чему потом придет цивилизация».

В соседней квартире посетители даже могут застать хозяина – художник Леонид Тишков приготовил для них архив забытого мастера графического дизайна Дмитрия Тархова. Его наброски стали для Тишкова отправной точкой в работе над иллюстрацией «Золотого теленка», «12 стульев». В этом кабинете Тишков и оформлял комедию Ильфа и Петрова.

«Мне даже не хочется отсюда уходить, каждая здесь вещь принадлежит мне, моей семье, и эта ручка, и стол, я даже думаю, буду сюда приходить и рисовать что-нибудь сидеть, – признается Леонид Тишков. – Это судьба художника – открываться полностью, открывать свое сердце, идти навстречу людям».

Коллекционер Роман Бабичев собирал работы художников 20-30-х годов, тех, которых исключили из Союза художников, не давали участвовать в выставках. Картины Русакова, Рублева, Гринберга, Платова – андеграунда 30-х, как сам собиратель их называет, можно увидеть в его импровизированной квартире на втором этаже.

В коллекции еще одного собирателя – Игоря Сановича чего только не увидишь: гравюры Дюрера, агитационный фарфор, посуда с масонской символикой, русская икона и изображения Будды.

«Мы видим человека, который занимался своеобразными археологическими раскопками искусства. – отмечает директор ГМИИ имени А.С.Пушкина Марина Лошак. – Который соединял в своей коллекции, которая была похожа на пещеру Али-Бабы, самые разные вещи».

Завершает экспозицию трехмерная реконструкция мастерской семьи Штеренбергов, где прошла жизнь нескольких поколений художников. Здесь хранятся натюрморты Давида Штеренберга, его дочери Фиалки и предметы искусства, окружавшие их. В квартире до сих пор царит атмосфера творчества, которую можно почувствовать, заглянув в гости.

Новости культуры