11.04.2014 | 09:26

"Драгоценности, покорившие мир" представлены в Кремле

«Драгоценности, покорившие мир» добрались и до Москвы. Выставка с таким названием открылась в Музеях Московского Кремля. На ней представлены роскошные украшения, созданные мастерами Индии в XVI – XX веках. Всё это богатство дополняют произведения знаменитых западных фирм, чьи ювелиры работали по заказам индийских правителей и вдохновлялись идеями национального искусства. Рассказывают «Новости культуры».

Россыпи бриллиантов и легендарные изумруды размером с голубиное яйцо: такими богатствами могли похвастаться монархи только одной страны – Индии. Великая империя оставалась единственным поставщиком драгоценных камней для Европы вплоть до XVII века. Но даже во времена великих географических открытий камни, добытые в новом свете, часто везли в Индию – на обработку.

«Камни, которые находили в Колумбии, колумбийские изумруды. Их везли на кораблях португальские торговцы в свои португальские колонии в Индии, – рассказывает организатор выставки Александр Попов. – И оттуда их везли назад обработанными, и уже приобретшими гораздо большую ценность».

Традиционные индийские украшения не похожи на то, что можно увидеть в современном ювелирном магазине. В полированных, но не ограненных, покрытых узорами камнях сложно узнать бриллианты, рубины и изумруды. А угадать, как использовались многие из представленных украшений, почти невозможно. Чехлы для косы, браслеты на плечо – «ванки», броши для тюрбанов… А эти массивные ожерелья – аналог европейских обручальных колец.

В Индии традиционно считалось, что чем больше украшение – тем богаче семья. Поэтому размеры ювелирных изделий достигали поистине громадных масштабов. Вот это, например, обычные серьги: судя по виду, весят немало. Чтобы носить такие с гордо поднятой головой, тренироваться нужно было с детства.

Носить серьги, колье и браслеты в Индии начинали порой раньше, чем ходить. Причем вне зависимости от пола: почти половина украшений здесь – только для мужчин. А для женщины выйти на улицу без золотых украшений было равносильно тому, чтобы появиться на публике голой.

«Был трактат древнеиндийский о красоте женщины, – говорит заведующая отделом выставок Музеев Московского Кремля Виктория Павленко. – Там указывалось, что кроме традиционных омовений, пользования косметикой, одежды, у женщины должны быть браслеты на руки и на ноги».

В XIX веке империя Великих моголов отошла под власть английской короны, тогда же традиционный матовый блеск индийских самоцветов уступает место европейской огранке. Махараджи нового времени предпочитали доверять свои сокровища не отечественным мастерам, а модным западным ювелирам.

«Они, используя ювелиров великих французских домов, стали давать им свои украшения, чтобы они разбирались на камни, разбирались на составные части и из них делались новые произведения», – поясняет генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.

Оказавшиеся на западе драгоценности не всегда возвращались хозяевам. Например, отосланное на переделку в 1935 году колье махараджи Патиалы исчезло из виду на 80 лет.

«Появление этого колье – сенсация в ювелирном мире, – отмечает куратор выставки Екатерина Щербина. – В архиве Картье хранится эскиз, по которому оно было создано, и именно к этой выставке удалось обнаружить его в частном собрании».

На выставке представлены работы современных индийских ювелиров, выполненные в традиционном стиле. Теперь это скорее коллекционные предметы, а не личные украшения. Но главное, что древняя ювелирная традиция, история которой насчитывает три тысячи лет, живет.

Новости культуры