08.04.2014 | 19:18

Спектакль Льва Додина по пьесе Генрика Ибсена номинирован на три "Золотые маски"

Малый драматический театр – в гостях у Малого. В эти минуты на старейшей столичной сцене в рамках конкурса «Золотой маски» показывают спектакль Льва Додина «Враг Народа». У постановки три номинации – лучший драматический спектакль большой формы, лучшая мужская роль, лучшая работа режиссёра. Маэстро Додин – трижды лауреат национальной театральной премии, его театр – не редкий, но всегда ожидаемый гость на московских подмостках, и ожидания публики оправдываются. На фоне других показов той же «Маски», с которых неискушенный зритель дезертирует, Додин – это почти апофеоз традиции. Но актуальность – понятие относительное. Рассказывают «Новости культуры».

Из троих номинантов на «Золотую маску» в Москву приехали двое: исполнитель главной роли Сергей Курышев и собственно, сам спектакль. Для Льва Додина это – первый Ибсен. Историю 150-летней выдержки режиссер сократил – с 5 актов до 2, фактически, написал на ее основе сценарий. Однако ибсеновские дух и смысл сохранены. Как и полтора века назад в Норвегии доктор, не желающий скрывать загрязнение целебных источников курортного городка ядовитыми стоками, объявлен сначала другом, а после, по здравому размышлению, – врагом народа.

Сергей Курышев играет у Додина более 20 лет. Он – актер-специалист по всякого рода чудакам. Но здесь превзошел самого себя. Вразрез с героической традицией исполнения ибсеновского доктора Стокмана, представляет эдакого недотепу − сутулого, с неловкой пластикой, в мешковатых штанах, вязаной кофте и такой же шапочке − настоящий ботаник. Такой – нравственен и бесстрашен – равно органично. Впрочем, самому Сергею Курышеву эта работа подарила грустное открытие.

«Она интересна тем, что есть такие люди. Их же не найдешь в принципе – раз два и обчелся. А, может, и нету уже. Но в 90-е годы у нас было несколько человек таких – похожих. Может быть и есть, но они таяться. Я их не знаю», – говорит Сергей Курышев.

Доктору Стокману противостоит его родной брат – мэр курортного городка. У него – своя правда.

«На самом деле Петер – не антагонист, – уточняет Сергей Власов. – Он брат своего брата. При этом он ответственное лицо. Но как разрешить это конфликт – между тем, что должно быть, и тем что есть, не нарушая – не объявляя внутри семьи гражданскую войну, не приводя к разрушению того, что есть – это мне кажется, и есть объект раздумий».

Сценография – лаконична, в ходу два цвета – черный и белый. Спектакль в том числе и о тех, кто делит мир на «тех, кто с нами» и «тех, кто против». Человеку со своим мнением в таком мире не место. Лев Додин превращает «Врага народа» в современный политический памфлет, так очевидно отсылающий ко многим нашим реалиям. Публика на такое откликается «на ура», с удовольствием проводя параллели с сегодняшним днем. Однако в конце спектакля Доктор Стокман произносит свой горький финальный монолог, смысл которого – извечная трагическая способность «сплоченного большинства» в итоге идти против правды. Произносит – в полном одиночестве. Как и 150 лет назад.

Все материалы темы>>>

Новости культуры