08.04.2014 | 19:58

Первый учебный фильм Андрея Тарковского. История создания

Немногие курсовые работы представляют собой самостоятельную научную или художественную ценность. Первый учебный фильм Андрея Тарковского – из числа тех, немногих. Среднеметражная картина – военная драма под названием «Сегодня увольнения не будет» – была снята 55 лет назад. В титрах имена режиссёров – Андрей Тарковский, Александр Гордон. Актёров – Олег Борисов, Леонид Куравлёв, Станислав Любшин. Все ещё молоды. Всё ещё впереди. Съёмки проходили в Курске. Рассказывают «Новости культуры».

История фильма основана на реальных событиях – в 1957 году в городе был найден большой склад фашистских боеприпасов. Очерк о курских сапёрах вычитал в газете известный режиссер Михаил Ромм. Так зародился сценарий.

«Аркадий Сохнин – был такой журналист – он этот материал изучил и сделал публикацию, – рассказывает кинорежиссер Александр Гордон. – Вот Ромм говорит: "Кто хочет – возьмите". Никто не захотел. А мы с Андреем взялись».

В солдате несложно узнать молодого Леонида Куравлёва. Для него это был кино-дебют. Он до сих пор гордится, что фраза именно его героя – «Сегодня увольнения не будет» – дала название фильму.

Говорят съёмки, да еще и московской киногруппой, взбудоражили весь город.

«Мои родители рассказывали, что здесь, на улице Сонина, снимались некоторые эпизоды фильма, – рассказывает доктор филологических наук Александр Бубнов. – Я ровесник этому фильму. Мне 55 лет. Вот здесь, примерно на этом месте рядом с остановкой, стоял Андрей Тарковский, будучи студентом, никому не известным. И здесь снималось два эпизода, когда люди уходили из города по сюжету. И когда они приходили радостные».

Для Тарковского и Гордона эта картина была второй. В своей курсовой работе они должны были показать владение несколькими приёмами. Во-первых, «проезд по городу». Во-вторых, умение работать с краном. В фильме появляется и сам автор: в одной из финальных сцен Тарковский поджигает фитиль на полигоне. Александр Гордон по сей день с теплотой вспоминает об этих съёмках и считает, что главная сила этого фильма – в документальной правде.

Новости культуры