09.04.2014 | 09:57

Документальные мифы о Николае Гоголе на Фотобиеннале в Москве

Фотография, лучшие образцы которой представлены в эти дни в столице на Фотобиеннале, искусство в большой степени условное. А значит, авторы выставки «Гоголь. Рим. Путешествие из Третьего в Первый» действуют по законам жанра. В параллельной программе Биеннале они показали фотоисторию, которая вполне могла бы произойти в реальности. Ведь и сам Николай Васильевич забавлялся стилизациями, да такими искусными, что не сразу можно было понять, где автор придумал сам, а где талантливо описал то, чему был свидетелем. История изложена в 25 фотогравюрах, выполненных в технологии XIX века. Рассказывают «Новости культуры».

Гоголь в апельсиновом саду или прогуливается по улице Сан-Джовани – Деколлато. Глядя на эти снимки, кажется, что это реальные исторические документы. На самом же деле – мифы.

Документальные – поправляет фотограф Елена Самородова. В ноябре прошлого года она и ещё несколько художников – все вместе товарищество «Свинец и Кобальт», приехали в Рим. Вдохновились, увидев места, где когда-то бывал Гоголь. Решили, что роль великого писателя исполнит один из художников – Глеб Володич. Началась работа. Семь съёмочных дней, ещё три месяца – изготовление фотогравюр.

«Очень сложно, – признается Елена Самородова. – Это уникальнейшая техника XIX века. И вот этот цвет – сепия, всё оттуда. Вот в этом же самом костюме он ходил по Риму, люди оглядывались, смотрели, узнавали, между прочим. На католическом кладбище люди подходили, фотографировались».

В центре внимания выставки – год 1843-й – один из наименее известных в жизни Гоголя. Этот пробел в биографии великого писателя решили восполнить легендой. Она разворачивается вокруг двух писем Гоголя и падре Лоренцо Сфорца. В результате Николай Васильевич приезжает в Рим, чтобы встретиться со священником, обладающим даром экзорцизма. Вся серия фотогравюр – дорога.

«Русский писатель, визионер получает метафизический вызов, и он принимает этот вызов, и отвечает на него, – рассказывает автор проекта, художник Сергей Сонин. – Площадь рыцарей мальтийского ордена. Наш путешественник в этом месте обязательно должен был быть и переживать, что называется «дольче форниенте» – забытиё».

На выставке представлены и предметы действительно исторические – эпохи Гоголя. Неизвестно кому принадлежавшие: икона, фрак, походная чернильница…

«Вот письменный прибор, которым мог бы владеть Гоголь, а вот дуэльные пистолеты, – показывает куратор выставки Арсений Штейнер. – Они появляются на гравюре и в видео фильме, снятом Дмитрием Хворостовым».

Неподалёку от старой Смоленской дороги художники сняли видео, где на Гоголя то волки нападают, то медведь. Но и этот, как говорят авторы «замкнутый круг тринадцатой версты» Николай Васильевич разрывает. А чтобы погружение в эту мистическую атмосферу документальных мифов было полнее, на выставке звучит музыка, созданная композитором Игорем Вдовиным специально для проекта.

Новости культуры