08.04.2014 | 10:49

Спектакль "Онегин" новосибирского театра "Красный факел" показали на фестивале "Золотая маска"

В этом году на фестивале «Золотая маска» за премию сражаются сразу трое Онегиных: оперный герой и два представителя драматического театра. Накануне свою версию романа показал новосибирский театр «Красный факел». Самый популярный эпитет, которым характеризуют этот спектакль – скандальный. Авторы будто доказывают актуальность пушкинского текста, проверяют его, а заодно и зрителя на прочность. Визуально яркий и очень эффектный, этот «Онегин» представлен в пяти номинациях нынешней «Маски», в том числе как лучший спектакль и лучшая работа режиссера. С сибирским Онегиным познакомились корреспонденты «Новостей культуры».

«Онегин» молодого режиссёра Тимофея Кулябина – это не иллюстрация романа Пушкина. Скорее работа с самим фактом существования произведения. Ассоциациями, которые уже само название вызывает.

«С самими клише вот с этими. Насколько они иногда поверхностны. Поэтому нужно было вот как метлой всё это убрать и оставить их, ну такими голыми почти», – говорит режиссер.

Безвременье. Серые стены то обезличивают пространство, то, кажется, его углубляют – за счёт проекций. Когда их сменяют эти зарисовки самих артистов, зритель понимает, что пролог спектакля был ещё до третьего звонка – в фойе.

«Пока ребята работали, они рисовали свои рисуночки, подбирали какие-то аналоги из сегодняшних культурных привычек героям Пушкина. – пояснят художник Олег Головко. – И всё это стало у нас такой частью инсталляции. То есть это, в принципе, спектакль немножко даже на стыке современных таких форм изобразительных и театральных».

Так и рождается условная реальность, наполненная деталями. На сцене они – скорее фон, нейтральный.

Микроволновки, компьютеры... Создатели постановки отмечают: от характерных атрибутов эпохи пушкинского шедевра спектакль избавили намеренно. Только переживания, поступки и то, чем они продиктованы.

От этих чувств – мучений, что «завтра тоже что вчера», любви не отвлекает ни пышность бальных платьев, ни взмахи вееров. Их просто нет. Костюмы – ни что иное как самая обычная одежда, правда, века 20го. Классический текст звучит в основном за кадром. Большую часть читает артист новосибирского театра «Красный факел» Игорь Белозёров. Со своим пониманием и ощущениями. Даже то самое письмо – Татьяны.

«Я мало, что проговариваю непосредственно сама, но письмо звучит, – говорит актриса Дарья Емельянова. – Знаете, она честная, потому что, чтобы обладать способностью, проявлять эмоции свои, говорить о них и признаваться в этом – это может только смелый человек, честный, открытый человек».

Все материалы темы>>>

Новости культуры