18.04.2014 | 16:22

Календарь. 18 апреля 2014 года

В два пути чугунны шины,
По путям летят машины,
Не на тройках, на парах,
Посмотреть, так прямо страх.

Так простодушный очевидец описывал официальное открытие первой в России железной дороги, соединивший Петербург и Царское Село.
Весь порядок движения был установлен австрийским инженером Францом Антоном Герстнером. Он был автором проекта, первым строителем, первым управляющим железной дорогой. Первым кондуктором и машинистом в России.
Франц Герстнер родился в этот день 18 апреля 1796 года.
Франц Герстнер  1796 – 1840

Знаменитый журнальный иллюстратор Чарльз Гибсон использовал его как модель для создания идеального образа современного американца, брутального щеголя, бесстрашного и невозмутимого. Он упоминался в раннем романе Синклера Льюиса «Додсворт» как воплощение героя — искателя приключений. По утверждению «Британской энциклопедии», был «самым известным репортёром своей эпохи».
150 лет назад родился Ричард Хардинг Дэвис.
Он освещал президентские выборы, немало поспособствовав политической карьере Теодора Рузвельта, вел прямой репортаж с первой казни на электрическом стуле, был корреспондентом на Англо-бурской, Испано-американской и Русско-японской войнах.
На свою последнюю войну он отправился в 1914-м. Благодаря его репортажам Америка узнала о чудовищных разрушениях и жертвах среди мирного населения в Бельгии. На Салоникском фронте он был арестован немцами как шпион и чудом избежал смерти. Но сердце журналиста не выдержало. Накануне очередного отъезда в Европу, он в умер на крыльце собственного дома в 1916-м году.
Ричард Хардинг Дэвис 1864 – 1916

Будучи признанным драматургом, в 1930-м году Марсель Паньоль впервые увидел звуковой фильм и решил посвятить себя кинематографу. Он не только экранизировал собственные пьесы, но и написал несколько оригинальных сценариев, овладел режиссурой и организовал компанию по производству фильмов.
Обращая мало внимания на фотогеничность - главную установку создателей немых картин, - Паньоль, прирожденный остроумнейший рассказчик, утверждал первичность текста.
Сосредоточенность на диалогах поначалу доставила ему репутацию сторонника «заснятого театра», но он сумел адаптироваться к требованиям нового, совершенно незнакомого ему средства выражения, и внести  во французский кинематограф свежесть, энергию и колорит.
Паньоль сумел передать все богатство упоительных красок и запахов Прованса. Его трагикомедии о жизни провансальских крестьян разошлись на цитаты, имена его героев стали нарицательными.
Самое знаменитое его детище - Марсельская трилогия - посвящена, как нетрудно догадаться, Марселю, городу, где царит особая атмосфера, где живёт особый народ, который говорит на особом, неповторимом языке.
Лучшая из трех картин – «Сезар», которую в самом Марселе называют просто «Le Film» (Тот Самый Фильм), - стала одним из столпов мифологии города.
Марсель Паньоль ушел из жизни в этот день 40 лет назад.
«Я такой пессимист, что должен верить в райское блаженство, – говорил он. - Моя цель в том, чтобы заставить смеяться людей, у которых так много поводов плакать».
Марсель Паньоль 1895 – 1974