07.04.2014 | 11:03

Выставка шедевров графики и День открытых дверей в Академии акварели Сергея Андрияки

В Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки открылась выставка работ из собрания Нижегородского художественного музея. Это продолжение проекта «Очарование старинных шедевров». Он уже познакомил столичную публику с коллекциями живописи из Петербурга, Рязани и Краснодара. Новая экспозиция представляет графику XIX – начала ХХ веков. Для тех, кто пришел в Академию на День открытых дверей, выставка стала иллюстрацией к будущему образованию. Рассказывают «Новости культуры».

Все пришедшие в этот день в Академию акварели Сергея Андрияки столкнулись с почти неразрешимой проблемой. Здесь открывалась и выставка шедевров графики из Нижегородского художественного музея – не увидеть ее посетители просто не могли, так как многие собираются пойти по стопам Васнецова, Нестерова, Репина, чьи работы здесь выставлены. И, собственно, сама Академия открывала двери для будущих студентов. Сам Андрияка успел побывать везде. И выставка, и Академия – части его замысла: вернуть художественное образование в России на прежний высокий уровень.

«Я обучаю педагогов, – рассказывает Сергей Андрияка. – У нас все задания педагог обязан выполнять вместе учениками. Кстати, Императорская академия до середины XIX века была построена именно на том, чтобы все профессора работали вместе с учащимися».

На выставку из Нижнего Новгорода привезли работы художников, воспитанных как раз в тот период. Весь XIX и начало XX века. Многие работы выставляются впервые. Для будущих и нынешних учеников Андрияки – шанс уникальный. Искусство с доставкой. Прямо в альма-матер. Не то, что в советские годы, рассказывает Андрияка, когда и акварель было достать непросто.

Для нижегородского музея, говорит его директор, это выставка не менее важна. Провинциальные музеи не часто приглашают в Москву. А здесь публика своя, заинтересованная.

«Естественно, здесь работают люди, которые умеют ценить, знают, как оформить эту достаточно прихотливую форму живописи, и мы рады показать именно здесь, где любят, ценят, понимают и знают, что такое графика, акварель», – рассказывает генеральный директор Нижегородского государственного художественного музея Роман Жукарин.

К тому же, при подготовке выставки сотрудники нижегородского музея решили несколько давно мучавших их вопросов. Так, после тщательной работы в архивах удалось выяснить, кто изображен на этом рисунке Ильи Репина.

«Сегодня мы уже говорим, что на этом портрете, который у нас шел как портрет неизвестной, есть имя – Ольга Андреевна Макарова, которую Репин написал буквально за три дня до ее кончины и под впечатлением он отказался от гонорара», – поясняет хранитель Нижегородского государственного художественного музея Ольга Тихомирова».

Выставка в Москве стала поводом более детально выяснить и другую историю – рисовальной школы Андрея Карелина, которая существовала в Нижнем примерно с 1860-го по 900-е годы. Ее основателем был коллекционер, меценат, страстный фотограф Андрей Осипович Карелин, водивший знакомства со многими столичными живописцами. Благодаря его заботам начальное художественное образование в Нижегородской губернии получили сотни детей. Сегодня похожую роль, но уже в масштабах страны, взял на себя Сергей Андрияка.

Новости культуры