04.04.2014 | 11:33

Кровавая история дома Макбетов в стиле арт-хаусного кино на "Золотой Маске"

Театр, переходящий в кино. На «Золотой Маске» - очередной эксперимент. Петербургский театр имени Ленсовета представил свою, весьма неожиданную версию шекспировской трагедии. Называется она «Макбет. Кино». Режиссер Юрий Бутусов вслед за Шекспиром поднимает вечные вопросы о любви, возможности преступления, самолюбии и ищет свои ответы – с помощью иллюзий и проникновения в параллельный мир, в котором герои сходят с ума. В загадках и аллюзиях нового прочтения классики разбирались корреспонденты «Новостей культуры».

В театре имени Пушкина Юрий Бутусов – не просто долгожданный гость. Здесь в репертуаре идет его «Добрый человек из Сезуана» – спектакль уже собравший несколько театральных премий и тоже претендующий на «Золотую маску». Зрители, которые пришли в этот вечер смотреть питерскую постановку Бутусова – должны быть готовы и к его режиссерским «фокусам» и к действу дольше пяти часов.

В театре Ленсовета к такому хронометражу отнеслись с пониманием и уважением – после премьеры зрителей развозил в ночи автобус. В столице – просто начали на час раньше.

Зрители делятся впечатлениями:

- Пишут, что мало, кто выдержит. После первого действия уходят, стойкие – после второго. Кое-кто – после третьего. Но я надеюсь, что гардероб будет работать; 
- Ждем всего! Мы большие любители Бутусова. Думаю, он будет в своём стиле – музыка, эмоции;
- Наконец, дождалась, что они приехали в Москву. Я жду многого! Мне нравится, как мыслит этот режиссер, нравится его ассоциативный ряд, его энергетика.

Интуиция фанатов не подвела. Всё, как они любят. Герои Шекспира мечутся в безумном танце под The Beatles, «Кино», Led Zeppelin, Майкла Джексона… бьются в экстазе от автоматной очереди, ползают в лужах бутафорской крови, а тексты XVII века произносят, вульгарно жуя жвачку. В принципе «Макбета» классического никто и не обещал.

«Там есть какое-то первоначало, которое меня очень беспокоит, – говорит Юрий Бутусов. – Что-то мифологическое. Такое животное, что живет в этой пьесе. Попытка заглянуть в самого себя или поймать самого себя».

В таких «препираниях» с Шекспиром – похоже, весь Бутусов. Ведь Уильям Шекспир буквальный уже давно никому не интересен – считает он. И сюжет трагедии лучше просто держать в голове. Это ведь только «один слой пирога, который они испекли», – говорят актеры. Его рецепт известен подробно лишь режиссеру. «Макбет. Кино» назвал он эту постановку. И кино это явно артхаусное.

«Сердце любого кино – это монтаж, – считает заслуженный артист России Александр Новиков. – Монтаж является сутью нашего спектакля, потому что его возможности космические, невероятные. Монтаж и есть душа. Кино. И мы этим словом снимаем все вопросы».

Вопросов, конечно, уйма. Как к любому зубодробительному произведению, смысл которого доступен не каждому. Голова кружится в потоке символов, загадок и намеков Юрия Бутусова. На обшарпанной двери надпись – «Школа №1» и «Ю.Б Дурак». Зрители и жюри «Золотой маски» решают сами: то ли Бутусов – шут гороховый, то ли мудрец, учитель и гуру театра будущего.

Все материалы темы>>>

Новости культуры