07.07.2011 | 10:22

Один из самых знаменитых павильонов Царского Села открылся для посетителей

Реставраторы Царскосельского музея-заповедника представили итог шестилетних трудов. Уникальный павильон «Нижняя ванна», интерьеры которого были недоступны с довоенного периода, открыт для публики. Теперь посетители смогут не только оценить «чистоту» восстановительных работ – но и познакомиться с историей «императорского быта». Рассказывают «Новости культуры».

«Нижняя ванна» – скромный парковый павильон, но именно завершение реставрации этого объекта знаменует важный этап в завершении всего Царскосельского заповедника. После войны восстановительные работы в Екатерининском парке идут уже 67-й год, и только сейчас открытием «Нижней ванны» можно говорить об их полном завершении.

К многочисленным титулам города муз, родины пушкинского гения и поэтического центра России Царское Село может смело добавить еще один, пожалуй, самый необычный: Царское – столица русских аристократических бань. Кавалерские, великокняжеские и конечно личные бани Елизаветы Петрововны и Екатерины Великой.
Описаний того как происходили эти аристократические помывки сохранилось крайне мало.

«Сюда приходили, уж не знаю как по графику, но один день мужчины, другой день – дамы, – рассказывает Ираида Ботт, заместитель директора по научной и просветительской работе ГМЗ «Царское Село». – И здесь они принимали ванну. В XVIII веке было шесть оловянных ванн, в начале XIX по проекту Бетанкора появились гранитные, полированного гранита, их было четыре».

Павильон «Нижняя ванна» создавался по проекту архитектора Неелова в 70-х годах XVIII века. Центральный объем с высоким куполом и бассейном и шесть боковых комнат с водными развлечениями на разный вкус.

«Здесь все-таки больше было похоже на то, что сейчас называется «спа», – говорит Надежда Тарасова, руководитель экспозиционно-выставочного отдела ГМЗ «Царское Село». – То есть более активно использовались травы, масла, всякие настои, чем в простой бане».

Павильон существенно пострадал в годы войны, но свое функциональное, историческое назначение он утратил еще до революции. Одно время здание пытались приспособить под велосипедную станцию, потом игровые аттракционы. Каждый новый вариант только ухудшал сохранность интерьеров. Во время расчисток реставраторов ожидало несколько открытий.

«Мы ничего не знали об интерьерах, здесь был молочный буфет в течение долгих лет, – рассказывает Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село». – Все было в несколько слоев закрашено масляной краской, и к своему удивлению и счастью при реставрационных работах мы нашли отделку в нескольких залах, ее сейчас можно видеть».

Мебель из карельской березы, туалетные наборы XIX века, согласно историческим описям эти вещи могли присутствовать в кавалерской мыльне. Восстановив интерьеры, консервативный музейный заповедник впервые решился задействовать модные музейные технологии. Речь идет о звуковой инсталляции погружающей посетителей в атмосферу банного павильона.

Проект звуковой инсталляции реализовали студенты кафедры звукорежиссуры петербургского университета кино и телевидения. Звук записывался с использованием многочисленных ковшей, мисок, тазов и веников. Получилось реалистично.

Для каминов также найдено современное техническое решение – трехмерное изображение пламени. Результат сотрудничества с институтом кино и телевидения настолько впечатлил музейщиков, что сейчас уже рассматривается вопрос о создании нескольких звуковых инсталляций в большом Екатерининском дворце.