07.07.2011 | 10:47

Абстракция на выставке проекта "Современная скульптура в усадьбе на Волхонке"

Ежегодная выставка «Современная скульптура в усадьбе на Волхонке» стала традиционным событием для летней Москвы. Пятая по счету экспозиция «специального» проекта Музея изобразительных искусств имени Пушкина открывается сегодня. В этом сезоне современная скульптура на территории старинной усадьбы Глебовых-Пастуховых соседствует с живописью, «иллюстрируя» название выставки: «Абстракция: от плоскости к объему». Рассказывают «Новости культуры».

Георгий Франгулян в своей мастерской отсеивает фигуративное от абстрактного. Абстракции скульптора Франгуляна практически не выставлялись. Созданные в последние три года, названы просто: «Композиции» или «Скалы».

«Почему скалы? Скалы так образуются, вырастает одно из другого и образуется убедительный организм. В природе неубедительных вещей не бывает. Как такую органичность, такую убедительную форму создать реально? Очень сложно на самом деле», - размышляет скульптор.

Абстрактную композицию Франгулян сравнивает с джазовой импровизацией. И считает ее фундаментальным для скульптора занятием.

«Тут важен не сам предмет, а то, как он с пространством взаимодействует, – говорит Франгулян. – Глядя на этот предмет, вы начинаете ощущать плотность и конфигурацию окружающего пространства»

«Композиции» и «Скалы» бережно укладывают в грузовик, и вот из дворика в Земледельческом переулке, где работы Франгуляна перемешаны со скульптурами Лазаря Гадаева – тридцать лет они были соседями по мастерской – грузовик направляется в Колымажный переулок, к усадьбе Глебовых-Пастуховых. Здесь скульптуру выгружают на крыльцо детского центра «Мусейон». Внутри уже развешены живописные абстракции Натальи Ситниковой.

«И Ситникова, и Франгулян работают с фактурами, их работы можно рассматривать в различных ракурсах», – говорит куратор проекта Наталья Бочарова.

Вокруг «лангобардского» колодца седьмого века встают франгуляновские «Скалы» из бронзы и мрамора, их окружают панно Ситниковой из серии «Утро и вечер». Георгий Франгулян лично подбирает к живописи скульптурные рифмы. Поправляет, переставляет, с удовольствием аранжирует, результат напоминает джем-сейшн Ситниковой и Франгуляна, импровизацию на двоих. Название выставки скульптору не особо близко. Предложенный кураторами вектор, «Абстракция: от плоскости к объему», он готов оспорить.

«Что было сначала – природа или графика? – задается вопросом скульптор. – Форма была раньше, то есть все наоборот».

Продолжение выставки – в саду. Проект «Современная скульптура в усадьбе на Волхонке» уже одарил этот сад парой бегущих детей Лазаря Гадаева, год назад на временное хранение сюда поступил и гадаевский мальчик со свирелью. Гадаев – скульптор скорее фигуративный, но и он порой оттачивал форму своих работ до формулы, до абстракции.

«Абстракция в чистом виде – это отвлечение от конкретного объекта, – говорит куратор проекта Александра Степина. – Это восхождение в более высокой идее».

Идея трепетания формы – флаг на ветру – для Михаила Дронова - один из первых опытов абстракции. С тех пор он по этой дороге ушел далеко и создал целую «Морскую азбуку» – зашифрованные в бронзе сигналы, которые подаются с помощью флажков.

Скульптуры Дронова, Гадаева, Франгуляна, живопись Ситниковой - уровень выставки «Абстракция: от плоскости к объему» - настолько высок, что мало напоминает отпускной, летний проект. Хотя надо признать, лето этому серьезному проекту на пользу - когда еще увидишь современную скульптуру среди цветущих роз.