03.04.2014 | 09:43

В столице состоялся вечер, посвященный Савве Ямщикову

Накануне в Москве, в Доме русского зарубежья состоялся вечер, посвящённый Савве Ямщикову, реставратору и борцу за сохранение культурных ценностей России, человеку, который говорил: «Если меня спросят что для меня основное – работа реставратора, чем я занимаюсь всю жизнь, работа искусствоведческая, чем я тоже занимаюсь всю жизнь, моя публицистическая деятельность, чем я занимаюсь в последние годы... Я отвечу: основное для меня – это память, которую я должен сохранить». Рассказывают «Новости культуры».

Он называл Москву – мачехой, провинцию – матерью. С особым вниманием Савва Ямщиков исследовал и опекал музеи и храмы Новгорода, Пскова, Костромы, Ярославля. Возвращал к жизни сотни иконописных шедевров, почти утраченные и забытые произведения древнерусского искусства. В историю Савва Ямщиков вошёл как реставратор, историк искусства, публицист – подвижник и просветитель.

Ещё раз вспомнить о многочисленных плодах его трудах – хотя бы немногих задача вечера. О вехах малоизвестных рассказывают его друзья, коллеги, дочь Марфа Ямщикова.

«Только началась Перестройка, открылись границы, и можно было общаться с русскими, которые оказались за рубежом, – рассказывает Марфа Ямщикова. – И они все очень хотели подарить что-то на Родину. Была возвращена в Москву уникальная коллекция шитья, которую собрал П.М.Толстой-Милославский, и он передал её в музей декоративно-прикладного искусства, где она и находится».

Природному обаянию Саввы Ямщикова, кажется, не было предела. Он сам удивлялся, но стал своего рода посредником между эмигрантами и советским дипломатическим корпусом. Подготовил немало выставок, посвященных древнерусской живописи.

«Он был потрясающий совершенно умелец организовать эти выставки, – вспоминает старший научный сотрудник Государственного музея изобразительный искусств им. А.С. Пушкина Алина Логинова. – Музеи обычно были не в восторге, потому что, чтобы сделать выставку нужно очень много трудиться: приводить в порядок вещи, реставрировать, для этого нужно добывать деньги, а он делал такие кульбиты, что эта выставка состоится».

Но, говорит его коллега Валерий Дудаков, Савва Васильевич проводил выставки не только в нашей стране.

«Самое главное было, наоборот, вывоз наших коллекций, – говорит Валерий Дудаков. – Мир ахнул. Была выставка “100 лет русского искусства” в Лондоне, в Барбиконе – это крупнейший выставочный центр, потом в музее в Оксфорде, была выставка “Сергей Дягилев и искусство Серебряного века” в Венеции».

Писатель, исследователь жизни и творчества Гоголя Игорь Золотусский напоминает и об их с Ямщиковым работе по восстановлению исторической справедливости – подлинного облика могилы этого великого писателя.

«Нам удалось на могиле Гоголя восстановить Голгофу и крест, – рассказывает Игорь Золотусский. – Как и было на его подлинной могиле в Даниловском монастыре».

Друг Саввы Васильевича – член общественной палаты Павел Пожигайло сообщил, что уже решён вопрос с организацией музея имени Саввы Ямщикова. Где можно было бы и обсуждать насущные вопросы.

«Речь идёт о Бурденко, где собственно Савва всегда и находился. Это часть института реставрации, – поясняет Павел Пожигайло. – Безусловно, там должна сохраниться реставрационная часть, но мы бы хотели, чтобы те картины, особенно музей друзей, который Савва при жизни собирал, и вот последняя его так сказать выставка была в Пскове, вот, может быть, музей друзей нашёл своё прибежище и дом именно там».

Планируется, что музей появится в ближайшее время. А возглавить его может дочь Саввы Васильевича – Марфа Ямщикова.

Новости культуры