02.04.2014 | 09:48

Семь классиков мировой фотографии на Фотобиеннале в Москве

Фотобиеннале-2014 представила сегодня сразу семь новых выставок на одной площадке, или лучше сказать – площади. Размеры Центрального Манежа позволяют так говорить. Такой вал напоминает о возможностях современной фототехники, у которой несколько режимов съёмки, включая такой, при котором скорость почти кинематографическая. При этом качество снимков остается высоким. Вот так и выглядит сегодняшняя программа на Фотобиеннале – авторов много, и все из числа знаменитых. Для рассказа о творчестве всех, могло бы и фильма не хватить. Рассказывают «Новости культуры».

Личные воспоминания – но такие, что совпадают с памятью всей страны. Об эпохе Оттепели классик отечественной фотографии Владимир Лагранж говорит грустной улыбкой. Фотокорреспондент журналов «Советское фото», «Советский союз» он как никто мог уйти от шаблонов – и прийти к человеку.

«Вот эта девочка, она действительно какая-то безумно грустная, – говорит фотограф Владимир Лагранж. – Видно, что ей грустно, но она привыкла: пройдет время – она будет вспоминать об этом. Как бы ни жили тогда, все равно, это остается в памяти со знаком плюс».

Преемственность между классикой советской школы и современными фотографами тридцать лет обеспечивал Александр Лапин – по его учебникам многие учатся и сегодня, а его ученики – Игорь Мухин, Александр Сорин, Павел Смертин – составляют золотой резерв отечественной фотографии. Елена Лапина, глядя на свой портрет с дочкой, вспоминает: за каждой из этих работ – особая история.

«У моряков даже подводной лодки эта фотография лежала под стеклом, и она была символом того, что когда моряки в море, их жены не встречаются с другими, а целуют своих детей», – рассказывает Елена Лапина.

«Воспоминания» – так называется фотосерия военного корреспондента, ставшего не просто классикой – гордостью всей британской нации – Филипа Джонса Гриффита. Одна из его самых известных книг – «Вьетнам Инкорпорейтед» потрясла мир – так он снял простых людей, оказавшимися заложниками игр большой державы. Но здесь – ни слова о войне: увидим Британию эпохи Маргарет Тетчер – 50-70х. Все: от шахтеров Уэллса – до ливерпульских «The Beatles».

«Вот этот британский дух, британский стиль, экстравагантность – так, как он, никто не артикулировал», – отмечает директор МАММ Ольга Свиблова.

«Мир на грани» – так можно назвать и работы американского фотографа Роджера Баллена. В прошлой жизни геолог, а в настоящей – исследователь того, что не на поверхности. Более 30 лет он снимал в Южной Африке, затем вернулся в родной Йоханессбург. С тех пор все свои сюжеты, больше похожие на ночные кошмары, находит только там.

«Однажды на дороге я увидел этого персонажа и назвал его Мистер Ловец кошек, – рассказывает фотограф. – Он ловит кошек и отвозит на живодерню. Я был там и слышал, как кошки орали – а этот персонаж тем временем считал вырученные деньги».

Каков он – мир художника – задумывался и знаменитый венгерский фотограф Андре Кертеш – ему посчастливилось быть в Париже 20-х и быть знакомым с Питом Мондрианом, Марком Шагалом, скульптором Осипом Цадкиным. И портрет Сергея Эйзенштейна также сделан им. В этот раз юбилейная – десятая фотобиеннале предлагает множество сюжетов для размышления – и множество взглядов на мир.

Новости культуры