01.04.2014 | 10:26

Печать. 1 апреля 2014

Сегодня в столице начинается «Гоголевская весна». В программе фестиваля – спектакли, концерты, выставки, кинопоказы. Так Москва отметит 205-ю годовщину со дня рождения Николая Гоголя. Памятные мероприятия в этом году пройдут во многих российских городах, а также за рубежом. О чем еще пишут сегодня газеты, рассказывают «Новости культуры».

***
Лев Додин вернулся к чеховским героям. «Новые известия» напоминают, что в афише «МДТ-Театра Европы» уже стоят «Три сестры», «Дядя Ваня» и «Пьеса без названия». Теперь вот и «Вишневый сад». Двадцать лет назад Лев Додин уже обращался к последней пьесе Антона Чехова, но современный спектакль в корне отличается от своего предшественника. С течением времени неизбежно что-то тускнеет и выцветает в ткани событий классической пьесы. Сейчас уже непонятно чувство, с каким Станиславский написал Чехову после прочтения «Вишневого сада»: «Потерять сад, даже если он внесен в энциклопедический словарь, – неужели это так страшно? Да и что такое этот вишневый сад? Символ? Мечта? Образ гармонии?» Лев Додин вместе со своими актерами ждал полтора месяца, пока под Штутгартом зацветет самый большой в Европе вишневый сад, чтобы сделать подсъёмку для своей постановки. И вот Лопахин показывает только что приехавшей хозяйке фильм, где плещется, шумит кипенно-белый райский бесконечный сад. Старая выцветшая пленка, на которой среди деревьев гуляет Раневская. И Гаев тут летний, легкий и смешливый… А из-за дерева выбегает маленький мальчик в матроске.

***
В Эрмитаже открылась грандиозная ретроспектива одного из самых знаменитых из ныне живущих художников Германии – «Маркус Люперц: Символы и метаморфозы». Люперц – абсолютный классик искусства XX века, пишет «Коммерсант». В залах любого музея, коих в жизни Люперца было немало, он представляется пришельцем из иного мира. Но в Эрмитаже с этим его образом происходит нечто особенное: этому бы господину не среди своих странных, чудаковатых исполинов позировать, а возвращаться прямиком на «Площадь Согласия» Дега, откуда явно он только что и вышел. Странное дело, ему, живописному дикарю и смутьяну, в этом одном из самых классических музеев мира, явно хорошо. И вещам его там хорошо. В чём издание и призывает своего читателя убедиться лично.

***
«Российская газета» приводит Китай, как пример толерантного и вдумчивого отношения к памятникам. Причём не только к своим. Памятники, работы российских скульпторов в Поднебесной не редкость. В Пекине, например, установлены бюсты Толстого и Репина, а в Шанхае на высоком гранитном постаменте утопает в листве бронзовый бюст Пушкина, открытый ещё в 1937 году, в 100-летнюю годовщину памяти великого русского поэта. В годы японской оккупации в Шанхае многие памятники китайской культуры и искусства были разрушены. А уцелевший от бомбежек и погромов памятник Пушкину стал символом свободы и непокорности оккупационному режиму. Это вызывало недовольство японских властей. И в одну из осенних ночей 44- го года памятник был тайно снесен японцами. После освобождения в 47-м, уже к 110-й годовщине гибели Пушкина, общими усилиями русских эмигрантов и китайской интеллигенции памятник восстановили.

Новости культуры