31.03.2014 | 19:14

Авангард, который завтра может стать классикой

В Омске завершился Фестиваль Новой музыки. В исполнении музыкантов омского симфонического оркестра и приглашенных солистов прозвучало 12 произведений композиторов из России, Великобритании, Израиля, США и Японии. Большинство авторов современной академической музыки работают в традиционных жанрах, но выбирают нетривиальные способы презентации своих сочинений. Рассказывают «Новости культуры».

Два инструмента и несколько пар туфель. С таким необычным багажом концертмейстер знаменитого итальянского театра «Arena di Verona», профессор нескольких музыкальных академий Анна Серова прилетела в Омск на фестиваль Новой музыки. В Концерте «Viola Tango Rock» Беньямина Юсупова в ее руках альт обычный и электроинструмент.

На предложение дирижера омского оркестра Дмитрия Васильева, который специально для этой российской премьеры не стригся несколько месяцев, чтобы соответствовать духу музыки, Серова согласилась не раздумывая. В партитуре прописана ее танцевальная партия. Искусству исполнения танго она училась у известных аргентинских танцоров.

Услышать сибирскую трактовку концерта, написанного в стиле CrossOver, в Омск приехал и композитор Беньямин Юсупов. Он старается обязательно побывать на всех своих премьерах. Его танго-марафон продолжит Мексика, Китай, Хорватия и Бразилия.

«Это мой ребенок, мое детище, – признается композитор. – И я в полной мере хочу представить его на суд слушателей. А потом после этого само по себе оно звучит, без меня, каждый интерпретирует по-своему. Я хочу, чтобы это в точности было передано так, как я хотел».

Мировая премьера омского фестиваля – Симфония № 21 для сопрано и оркестра «Каддиш» Мечислава Вайнберга. В прошлом году омский коллектив записал ее на диск, выпущенный «Toccata Classics». В этом произведении последователя Шостаковича и Прокофьева, посвященном памяти погибших узников Варшавского гетто, переплетаются традиции национальных культур многих народов. Руководитель омского фестиваля дирижер Дмитрий Васильев уверен: поликультурность – одна из главных тенденций новой музыки.

«Совершенно новый язык, масса новых приемов: музыканты играют без смычков или только на трости гобоя, или когда в партитуре нет ни одной ноты, а есть кривые линии, – говорит Дмитрий Васильев. – Новая система счета. Я не говорю, что вся новая музыка хорошая. Время рассудит, что из новой музыки станет классикой. Но ведь это интересно!»

Уже четыре года Омский симфонический оркестр приглашает публику на дегустацию новой музыки. Смелых слушателей, судя по заполненным залам, все больше. Проще стало и с поиском произведений. Композиторы рады появлению экспериментальной площадки в Сибири. Руководитель омского оркестра Дмитрий Васильев уже завершает верстку программы следующего фестиваля.

Новости культуры