07.07.2011 | 19:42

Japancongo: выставка как результат глобализации

Новая выставка в Центре современной культуры «Гараж» под названием Japancongo объединила работы современных художников Японии и Республики Конго. Эту обширную коллекцию собрал известный итальянский фотограф Жан Пигоцци. За последние два десятилетия он стал обладателем самого большого в мире африканского собрания. Это современная живопись, графика и фотография. Рассказывают «Новости культуры»

Глобализацию и создатели, и участники этой выставки ненавидят. Но признаются: если бы не она, этой экспозиции не было бы. Совместить картины конголезских и японских художников – такая идея пришла в голову итальянскому фотографу и коллекционеру Жану Пигоцци, осуществил ее бельгийский художник, живущий в Швеции, Карстен Хеллер.

«Когда я предложил Карстену Хеллеру выставить вместе картины конголезских и японских художников, он сказал: "Боже, ты сумасшедший". Но когда увидел работы своими глазами, тут же согласился», – замечает Жан Пигоцци.

Хеллер не скрывает: эта выставка для него – большой эксперимент. Он впервые выступил в роли куратора. Оставаясь художником, он и здесь создал свое авторское произведение искусства.

Зритель, как это почти всегда бывает у Карстена Хеллера, тоже словно экспонат на выставке. Справа – африканцы, слева – люди из Японии. Мы, европейцы, как и положено, посередине. Можем только наблюдать, но никогда не станем частью этих таких разных культур.

Зрителю с клиповым сознанием Хеллер предлагает свой способ воспринимать информацию на этой выставке.

«Если вы идите по этому коридору, то одним глазом вы должны смотреть в одну сторону, другим – в другую. А ваш мозг должен сопоставить искусство этих двух стран вместе», – поясняет он.

Даже дилетант не перепутает, где работы конголезцев, а где японцев. Африканцы – то наивные, словно дети, в своем стремлении передать красоту, то жесткие, исследуют острые проблемы постколониального общества, – снова и снова показывают красную карточку расизму.

«Эту картину я писал, живя в Йоханнесбурге, в очень неблагополучном районе. Каждую минуту я опасался за свою жизнь. Эта картина – мой способ борьбы со страхом. Я бы хотел иметь семь глаз, чтобы чувствовать себя в безопасности», – замечает художник Пафи Шинделе (Конго).

Откуда уши растут у Микки-Мауса? Картины японцев как вечная борьба с поп-культурой, с Голливудом. Эрина Мацуи признается: рисует самое для нее понятное – себя саму. Иногда смешных, иногда омерзительных, автопортретов у нее уже больше сотни.

«Когда я пишу, я смотрю на себя в зеркало и пытаюсь улыбаться. Но получаются вот такие гримасы», – рассказывает она.

Гримасы глобализации, двойственность национальных культур – темы этой выставки сложные, но ее кураторы предлагают просто расслабиться и наслаждаться искусством.