28.03.2014 | 15:27

11 залов Музея музыкальной культуры имени Глинки вместили всю историю гимнов России

Одиннадцать залов столичного Музея музыкальной культуры имени Глинки вместили всю историю гимнов нашей страны – старинные марши, молитвы, торжественные мелодии сменяют друг друга от зала к залу. XX век по количеству гимнов оказался самым богатым. Потому что был богат на перемены, на «смены вех» в истории государства. Уникальный материал скомпонован в соответствии с канвой исторических событий и преподнесён по-современному сложно, с использованием мультимедийных технологий. Рассказывают «Новости культуры». 

Роговой оркестр – чисто русская музыкальная традиция. Зародилась в XVIII веке. Считается, аналогов в мире нет. Именно так в военном походе исполнялись марши и гимны. Эти инструменты современные. Но на выставке есть инструменты времен Екатерины.

В этом роговом оркестре самый большой рог весит более ста килограммов. Но играть в нем было тяжелой работой не только из-за веса инструментов. Один издает одну ноту. Так что сыграть сложную мелодию было очень трудно. Как сегодня шутят музыковеды: заставить играть в таком оркестре можно было только солдат-рекрутов. Зато звук гимна был слышен на много километров.

Специальной выставки, посвященной истории гимна, прежде никогда не было. Многие экспонаты представляют впервые. В подготовке экспозиции участвовало 17 музеев.

«Колет Петра Великого – оригинал. Вы увидите его во втором зале. Трубы серебряной коллекции. Оружие представили музеи Санкт-Петербурга. Автографы Бортнянского, Львова – это пришло из различных музеев», - рассказывает директор Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени Глинки Михаил Брызгалов.

В истории гимна – самые разные инструменты, оружие, иконы. Первые гимны пришли к нам из Византии - это были духовные сочинения. При Петре Первом - военные марши. Официальный, то есть утвержденный специальным документом, появился при Александре Первом. В нем русский текст был положен на мотив британского автора. Позже сочинили собственную мелодию. Малоизвестный факт - в тексте «Боже, царя храни» есть пушкинский след.

«Когда Жуковский написал текст для гимна первого на британский мотив там чего-то не хватало. И Пушкин сделал свой вариант и ввел такие слова – сильный, державный. В таком варианте гимн исполнялся в лицее, причем несколько раз. А когда Жуковский переделывал текст для нового "Боже, царя храни", он вставил эти пушкинские строки», - отмечает куратор выставки Константин Ковалев-Случевский.

Этот гимн исполнялся дольше всех - 83 года. В XX веке молитву сменил марш. Сразу после февральской революции гимном стала «Марсельеза» с русским текстом. Большевики своим музыкальным символом выбрали «Интернационал». Открытие выставки посетил министр культуры Владимир Мединский. Профессиональный историк, он отметил – в смене гимнов – логика развития нашей страны.

«На примере развития государственных символов, мы увидим все те невероятные катаклизмы, которые происходили с Россией, они находили свое отражение в гимне, в музыке, в словах. У нас вообще гимн уникальный, мелодия одна, а слова менялись несколько раз в зависимости от того, куда шла страна», - сказал министр культуры России Владимир Мединский.

Великая Отечественная потребовала возвращения к корням – объявили конкурс на новый гимн. Участвовало более двухсот мелодий из 170-ти текстов. Сталин лично выбрал стихи Сергея Михалкова и Габриэля Эль-Регистана. Менялась политическая ситуация – эти строки не раз редактировали. Современную версию предлагают спеть каждому посетителю выставки. Голоса записывают. В ходе проекта должен собраться огромный хор – еще один уникальный факт в истории гимна.

Новости культуры 

Читайте также: 

История государственного гимна России представлена на выставке в Москве