08.07.2011 | 10:19

Концепция развития театрального дела в России одобрена правительством

Подводя итоги театрального сезона, и театральное сообщество, и средства массовой информации констатировали, что у российского репертуарного театра – много серьезных проблем. Вывод, мало подходящий к юбилею, – в этом году исполняется 255 лет со дня подписания императрицей Елизаветой Петровной указа об основании российского профессионального общедоступного театра. Веками отечественный театр существовал при активной поддержке государства. В 2008 году группа ведущих театральных деятелей, культурологов, социологов, искусствоведов приступила к разработке Концепции долгосрочного развития театрального дела в России до 2020 года. Документ готов - и одобрен правительством. Что будет дальше – выясняли «Новости культуры».

 

На каждый миллион жителей России приходится 3,2 театра. Для сравнения, во Франции - 9,6, в Англии - 8,9, в Швеции – 13, в Австрии – 24. Около половины жителей России практически не посещает театры, почти треть – вообще никогда в них не бывали. Эти цифры беспокоят не только театральное сообщество. Не удовлетворяют они и государство. Решать проблемы можно только совместными усилиями.

«Если не будем в диалоге с властями, с министерством культуры, с людьми, которые отвечают за культуру на местах, многое можно потерять, – говорит Александр Калягин, председатель СТД РФ. – Мы и так уже многое потеряли. Вот это – Концепция, которая позволит нам вести диалог».

Экономически убыточный всегда и везде театр нуждался, и будет нуждаться в государственной поддержке. Но производство идей, влияющих на жизнь общества, гораздо важнее экономического эффекта. Кроме того, театр – элемент инвестиционной привлекательности регионов. Все это признается в новом документе.

«В Концепции как раз отражено то новое и важное понимание культуры театров в этом смысле, культуры, как той области, которая входит в плоть и кровь государства. Без поддержки которой ничего не будет – в том числе и экономической активности тоже не будет соответствующей. Вот Концепция ориентирована на это», – говорит Дмитрий Трубочкин, директор института искусствоведения, член группы по разработке Концепции.

Концепция рекомендует: стимулировать гастрольную деятельность, миграцию творческих кадров, поощрять современных отечественных драматургов, особенно пишущих для детского театра. Создавать актерские биржи и общую базу российских театров. Когда такие рекомендации региональным властям исходят от правительства – в конце туннеля

«Государство как бы объявляет: мы думаем о театре так. И приглашаем думать всех остальных точно так же, и поддерживаем те средства, которые там прописаны», – говорит Дмитрий Трубочкин.

Более всего Концепция призвана облегчить жизнь провинциальным театрам, которым всегда сложнее, чем столичным. Теперь в соответствии с одобренным правительством документом, режиссеры, директора, продюсеры могут предлагать местным властям программы и схемы развития своих театров.

«Я могу сказать, что еще есть большой запас прочности, чтобы работать еще активнее, – говорит Николай Сорокин, художественный руководитель Ростовского театра драмы им. Горького. – Сказать, что мы очень хорошо охватываем – ну, я могу сказать, что работаем мы напряженно и имеем у себя 80 процентов загрузки зрительного зала».

Разработчики Концепции уверены: их детище, одобренное и поддержанное правительством, открывает новые перспективы для театрального дела в России.

«Мы раньше и говорили, что плохо или хорошо, – отмечает Александр Калягин. – Но это наше, как бы, общественная организация, она реагирует. А теперь, слава Богу, есть Концепция, на основании которой мы можем более точно говорить, что хорошо, что плохо».

Как те или иные пункты «стратегической» программы будут реализовываться на практике, зависит от всех заинтересованных сторон. Важно, что наконец найдено направление полноправного и конструктивного диалога власти и театральной общественности – до 2020 года.