24.03.2014 | 13:14

«Фотобиеннале 2014» продолжается двумя новыми выставками

Очередные по счету, но не по весу и значению проекты открыты на «Фотобиеннале 2014». В столичном «Новом Манеже» две выставки – «Вернувшись домой» Андерса Петерсена и «Американская история» Гордона Паркса. Паркс, заметим, за свою первую фотокамеру отдал немногим больше цены билета на нынешнюю выставку. Потом уже она помогала ему становиться всюду первым. Например, первым репортером, снявшим фотоисторию о бандах Нью-Йорка. Паркс умер восемь лет назад. Второй герой дня – Петерсен. Он свою выставку представил в Москве лично. Рассказывают «Новости культуры». 

Фотограф из Швеции Андерс Петерсен в 18 лет сбежал от благополучия своей буржуазной семьи в полный свободы Гамбург. С тех пор его страстью стала фотография. Он прошел школу знаменитого Кристера Стрёмхольма, а позже окончил еще и актерский факультет. Теперь с понятной артистичностью рассказывает, как снимает мир на маленькую простенькую камеру, которой верен уже более 15 лет. Точнее – верен им: в арсенале Петерсена 5 одинаковых камер – на случай внезапной поломки или пропажи. Фотоаппарат из рук Петерсен не выпускает никогда – он и в Москве уже успел поснимать прохожих на улице. Его метод – отключать голову, оставляя в работе только сердце. Петерсен снимал по всему миру, особые циклы посвятил тюрьмам, сумасшедшим домам, дома престарелых… После долгих путешествий, создал фотоисторию местечка Вермланд - сурового края своей юности, выставку назвал «Вернувшись домой».

«В Вермланде – леса, волки, медведи и множество хороших добрых людей. Я поехал туда снимать времена моей юности. Оказалось, там ничего не изменилось. Потом сделал там выставку, издал книгу. Ее всю расхватали соседи. Я не хочу быть вором, который просто крадет ситуации у людей. Я всегда возвращаю, отдаю им награбленное – их снимки. На этот раз все тоже были счастливы оказаться в книге и получить свои фотографии», - рассказывает фотограф Андерс Петерсен.

Соседом Петерсена по Манежу оказался Гордон Паркс и его выставка «Американская история». В 1942 году снимок под названием «Американская готика, Вашингтон, округ Колумбия», на котором запечатлена темнокожая уборщица с двумя швабрами на фоне американского флага, изменил жизнь Паркса. Он стал первым афроамериканцем, которого пригласили работать в еженедельник LIFE. Снимал муки и радости своих соплеменников, с ним общались даже те, кто избегал журналистов. Он рассказывал и показывал истории из самых удаленных, странных закоулков общества. Но не только. В объектив его камеры попадали и знаменитости, среди них – Мартин Лютер Кинг, Мохаммед Али, Альберто Джакометти.

«Гордон Паркс был не только фотографом, но также поэтом, писателем, режиссером. Одним из толчков к тому, чтобы вспомнить о нем именно сейчас и привезти в Россию первую столь масштабную выставку за пределами Америки, стал фильм «Джанго освобожденный» - хит прошлого года от Квентина Тарантино. Он отсылает к киноопытам Паркса, который в начале 70-х снял пару картин, положивших начало жанру блэксплотейшн – кино в духе вестернов, но с афроамериканцами в главных ролях», - отмечает куратор выставки «Американская история» Алессандра Мауро. Одна из тем биеннале этого года – визуальная власть. Сочетание выставок Андерса Петерсена и Гордона Паркса наглядно демонстрирует, какой разной она бывает.

«Если мы сравниваем Андреса Петерсена и Гордона Паркса. Тот абсолютно отстранен – этот афроамериканский мальчик, который приходит в фотографию без образования, и человек с великим замечательным европейским образованием – Андрес Петерсен, они совершенно по-разному – как лед и пламень. У нас пламень – Петерсен, и лед – Гордон Паркс», - объясняет директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова.

В итоге оба фотографа вскрывают в жизни что-то, что оказывается недоступным другим. 

Новости культуры