21.03.2014 | 10:46

В Омске начала работу выставка живописи Ивана Шишкина

Из Татарстана – в Сибирь – с любовью к природе. В Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан хранится третье по величине в России собрание работ выдающегося мастера пейзажной живописи Ивана Шишкина. Уникальную коллекцию почти в полном объеме привезли в эти дни в Омск и выставили в областном музее изобразительных искусств имени Врубеля. Рассказывают «Новости культуры».

Дроби, трели, пересвист. Птичью партитуру кураторы выставки составляли, тщательно изучив пернатых обитателей лесов близ Елабуги. С такой же щепетильностью еще подростком с лупой и блокнотом в кармане путешествовал по вятским окрестностям юный Шишкин. Отец мечтал о продолжателе семейного дела. Строить мельницы будущий художник наотрез отказался. Зато позже в своих картинах фамильный бизнес запечатлел. А это – уникальные зарисовки с археологических раскопок: и туда брал с собой наследника Шишкин-старший. Инженер и краевед, хоть и огорчался отсутствию купеческой хватки у сына, но вовремя разглядел в нем художника.

«Крамской дал ему немного жесткое определение: назвал его “верстовым столбом русской живописи”, – рассказывает старший научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан Галина Рамазанова. – Но, наверное, лучше назвать Шишкина кряжистым дубом. Потому что дуб может быть и очень нежным, когда распускаются на нем первые листочки. А потом, обрастая листьями, он всю свою крепость показывает».

Успешный выпускник Петербургской академии художеств – Иван Шишкин – был премирован пенсионерской поездкой в Европу. Возвратившись на Родину, написал вот этот «Швейцарский пейзаж». Работа, созданная по просьбе казанского собирателя Андрея Лихачева, положила начало будущему собранию произведений Шишкина в музее изобразительных искусств Республики Татарстан. А по этой шишкинской «Полянке», в конце 19 века она среди других работ педагогов Императорской Академии художеств экспонировалась на выставке в Казанской художественной школе, учились юные художники.

«По окончанию выставки дирекция школы обратилась с телеграммой к Ивану Ивановичу – эта телеграмма хранится в нашем Национальном архиве республики Татарстан – о том, что “глубокоуважаемый Иван Иванович, не сочли бы Вы возможным, чтобы приобрести эту работу коллекцию нашей Казанской художественной школы”, – рассказывает заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан Дина Хисамова. – Там формировалась коллекция русской живописи, воспитанникам нужно было учиться по образцам высшей пробы. И Иван Иванович дает свое согласие. Говорит о том, что он ее даже не продаст, а отдает в дар школе, своему родному городу».

На следующий день художника не стало. Он всю жизнь познавал новое. Шишкин изучал ботанику, освоил фотоаппарат: использовал его для объективной передачи изображаемого пейзажа. Возможно, поэтому многие молодые посетители выставки говорят о модном сегодня эффекте 3D и с удовольствием путешествуют по любимому шишкинскому лесу.

Новости культуры