20.03.2014 | 19:18

В Суздале начал работу 19-й Открытый фестиваль анимационного кино

В Суздале начал работу главный мультипликационный съезд страны – 19-й открытый Российский фестиваль анимационного кино. На этот раз в конкурсной программе сто одиннадцать картин отечественных режиссеров – от мэтров до начинающих. Организаторы ставят перед собой задачу – вернуть былую славу российской мультипликации. Одна из акций смотра – показ конкурсных работ во многих российских городах. Рассказывают «Новости культуры».

Лауреат Берлинале, «Мой личный лось» Леонида Шмелькова, пожалуй, один из немногих мультфильмов на фестивале в Суздале, который уже удостоился широкого показа. Для большинства же картин анимафест сродни официальной премьере. В программе – все, что снято отечественными аниматорами за год.

И целого детства мало, чтобы посмотреть такое количество мультиков, которое члены отборочной комиссии осилили за каких-то два месяца. За просмотром мультфильмов они провели не меньше 30-ти часов – таков общий хронометраж всех работ, присланных на фестиваль этого года.

18 работ представлены как дебютные. Среди них – фильм выпускниц ВГИКа Елизаветы и Полины Манохиных «Лариса умеет летать». Этот фильм, поясняют сестры-режиссеры, зарисовка их детских воспоминаний. И фантазий, которые легко поддаются технике анимации.

«В художественном фильме, конечно, сейчас тоже возможно все, но анимация, она абсолютно позволяет, ну, поскольку ты рисуешь, так никаких законов физики нет, ничего не мешает, нет времени, пространство совсем другое». – говорят режиссеры.

Мультфильмы о детстве, семье, политике, наркомании. Серьезные философские темы поднимают начинающие мультипликаторы. Режиссер Алексей Алексеев лично – за симпатичное и смешное кино. Как зрители, как дети, члены жюри ждут от мультфильмов одного: чтобы не было скучно.

«Эту болезнь роста надо как-то перебороть в себе, – считает мультипликатор, член жюри фестиваля Алексей Алексеев. – Что хочется сделать что-то такое глобальное, сказать человечеству: "Нет, вы жили не так до моего рождения! А сейчас вы заживете так!". У меня этого не было никогда, и поэтому мне кажутся такие фильмы особенно смешными».

Отдельный состав жюри оценивает образцы прикладной анимации: клипы, заставки, рекламные ролики.

В рамках фестиваля впервые так широко говорят о коммерческой мультипликации и мультяшных брендах. Мультфильмы в России стали продаваться, говорит директор фестиваля Александр Герасимов. Некоторые видят в этом угрозу авторскому кино.

«Авторская анимация не умрет, прежде всего, если будет поддержка государства, – считает директор фестиваля Александр Герасимов. – И, если вот те студии-монстры, которые разовьются в еще больших монстров, если мы получим русских “Диснеев”, русских “Пиксаров”, “Дримворксов”, если их руководители не будут забывать о том, что нужны лаборатории, и что нужно параллельно вот с этими коммерческими продуктами создавать какие-то хорошие, авторские, фестивальные работы красивые».

Имена победителей в 12 номинациях будут названы в воскресенье вечером. Главную же награду – внимание зрителя – могут заполучить и картины, не попавшие на конкурс. Электронная медиатека насчитывает двести мультфильмов и работает до закрытия фестиваля.

Новости культуры