20.03.2014 | 10:24

В Третьяковской галерее открылась выставка Матвея Доброва

В Третьяковской галерее, в её здании на Крымском валу открылась выставка произведений Матвея Доброва, художника, которого до революции называли «мастером тихого искусства», а созданные им изящные, технически безупречные гравюры и акварели до сих пор сравнивают с работами Левитана и Шишкина. На выставке представлены все техники, в которых работал Добров – карандашные рисунки, офорты. Мастер считается одним из основателей московской школы офорта. Эта техника не стала популярной, видимо из-за чрезмерной трудоёмкости. И едва не было забыто само наследие Доброва – последний раз его работы выставлялись 30 лет назад. И название выставки – «Забытый классик». Рассказывают «Новости культуры».

Наполненные гармонией пейзажи, натюрморты с цветами, реалистичные изображения живой природы. Кажется, неспокойное начало ХХ века совсем не отразилось на сюжетах этих гравюр. Во времена социальных и творческих революций Матвей Добров сохранял традиции живописи.

«Добров – художник нежный, который не создает нового художественного языка, не открывает новых путей, – говорит зам. генерального директора ГТГ Татьяна Карпова. –
Это художник, который хранит традицию и культуру».

Многочисленными изображениями животных и птиц Матвей Добров хотел передать «вечное и живое начало природы». Его тонкие, технически безупречные работы сравнивают с произведениями японских художников, а избранная им техника в чем-то сродни медитации. Чтобы создавать такие гравюры, нужна предельная концентрация и терпение, свойственные далеко не каждой артистической натуре.

Матвей Добров в совершенстве владел многими техниками офорта, самая любимая и самая сложная из них – акватинта: на то чтобы добиться на оттиске такого акварельного эффекта уходили месяцы, а иногда годы работы

Так же как и авангард, реализм без приставки «соц-» , не нашел понимания у новой власти. Творчество Доброва осудили за буржуазность, а его семья в полной мере ощутила на себе голод и репрессии. В конце 20-х у художника отняли гравировальный станок – следующие десять лет он рисовал только углем и акварелью. Темная сторона жизни лишь однажды нашла отражение в его творчестве.

«В зале офорта есть офорт “Голодный пес”, – показывает куратор выставки Нина Маркова. – Вот так он на простом обыденном уровне, и при этом символически пытался передать ощущение той эпохи».

Особое место в творчестве Матвея Доброва занимают изображения детей: «Сонечка», «девочка в красном пальто». Возможно, именно в них художнику полнее всего удалось передать ощущение «божественности всего сущего», которое сопровождало его всю жизнь.

Новости культуры