20.03.2014 | 11:25

В Музее декоративно-прикладного искусства открылась выставка "Алтай. Образ. Время"

Алтай – место легенд и загадок. С давних времен этот край считался колыбелью народов и цивилизаций, а также местом силы. Прикоснуться к прошлому и настоящему Алтая, увидеть традиционное народное и современное искусство этого региона москвичей приглашает Музей декоративно-прикладного искусства. В нем открылась выставка «Алтай. Образ. Время». Большинство произведений, представленных в экспозиции, организованной при поддержке банка ВТБ, ранее не покидали Алтайский край. Рассказывают «Новости культуры».

Иконы – дораскольные, мастера-старовера Балыкина – с них начинается наглядный рассказ о жизни и культуре старообрядцев Алтая. Так называемые «кержачи» и «поляки» были хранителями традиционной русской Иконописи и ревностно относились к нововведениям.

«Они сохранили ту архаичность, которая была в русской иконе до Никоновских реформ, – поясняет куратор выставки Наталья Царева. – Во многом, когда смотришь на сибирскую крестьянскую икону, невольно как- будто бы попадаешь в XII век, в XV век».

Алтайские старообрядцы всегда держались особняком. Могли поменять место жительства только из-за приезда в деревню нового человека. В одном из древнейших сел Алтая, где обитали староверы – Верхнем Уймоне – побывал в 20-х годах известный путешественник Николай Рерих. На этой картине изображена Агафья Атаманова – внучка местного жителя села и проводника экспедиции Рериха по Горному Алтаю. Напротив – изображение убранства крестьянской избы – повсюду Урало-Сибирская роспись – сейчас незаслуженно забытая, говорят мастера.

«Дома расписывали, прежде всего, не для того, чтобы украсить, это тоже было, но первоначальное значение – смысловая нагрузка. Они росписью защищали свой дом, привлекали счастье», – рассказывает мастер художественной росписи Тамара Наговицына.

А в таких туесках крестьяне хранили крупы, сахар, муку. Резьба по дереву и плетение из берёсты до сих пор увлекает алтайских мастеров.

«Я не могу от нее оторваться, – признается мастер резьбы по дереву Виктор Романов. – Иногда устаешь, бросаешь – отдохнуть на месяц, и все равно она тянет, этот теплый материал».

Гордость раздела современной живописи – работы Григория Гуркина, ученика Ивана Шишкина. Именно знаменитый российский живописец разглядел в алтайском самородке талант настоящего художника и даже предложил работать в своей мастерской.

«Работы, которые создавал Гуркин, продолжают то, что было заложено в русском искусстве Иваном Ивановичем Шишкиным, это эпический русский пейзаж», – говорит Наталья Царева.

Современные мастера Алтая продолжают традиции предков. Гордятся по праву камнерезным искусством. Одно из легендарных творений алтайских мастеров хранится в Эрмитаже – 19-тонная «Царица ваз» из яшмы. Но на достигнутом сибиряки останавливаться не собираются.

Новости культуры