17.03.2014 | 19:20

Выставка работ культового фотографа Вячеслава Тарновецкого открылась в Москве

В столичном центре фотографии братьев Люмьер открылась экспозиция работ Вячеслава Тарновецкого, культовой фигуры советской фотографии 70-80-х годов. Не будет большим преувеличением сказать, что его работы чаще появлялись на страницах западных специализированных изданий, чем в советских журналах. Журнал «Советское фото» в 1976-м решился на публикацию четырёх снимков Тарновецкого. Реакция западных ценителей оказалась немедленной – национальная библиотека Парижа обратилась с просьбой приобрести работы автора для своей коллекции. Рассказывают «Новости культуры».

Вячеслав Тарновецкий начал фотографировать в шестнадцать лет. Все бесчисленное количество снимков мастер пытался систематизировать, раскладывая по папкам с говорящими названиями: «Светоносная тень», «Группировки», «Растрирование», «Столбовое дворянство». Иногда одна и та же работа могла оказаться сразу в нескольких папках. Организаторы выставки предложили посетителям квест – угадать самим, к какой группе может принадлежать та или иная фотография.

«Ни у одной работы нет названия, есть только год, и даже места нет, – рассказывает куратор выставки Катерина Зуева. – Конечно Тарновецкий очень много снимал в Черновцах, в родном городе но они абсолютно неузнаваемы, он не пытается запечатлеть город исторически не пытается делать какие-то открытки или виды города только э личные ощущения того пространства в котором он находился».

Все его работы одинакового размера, сделаны фотоаппаратом «Искра». На снимках – события не документальные, не постановочные, а так называемые «фотографические» - увидеть которые мог лишь сам художник, в объектив камеры. Разбитый сеткой солнечный свет, перекрестье крыш и заборов, игра теней.

«Ну, вот, я хочу обратить ваше внимание на эти две фотографии, – говорит фотограф Борис Савельев. – Собственно, они были сняты в наших совместных частных прогулках по Черновцу, вот это – дом, где он рядом жил. Эта белая тень она специально как бы выбелена, и она подчеркивает динамику и подчеркивает соотношение контраста между домом и передним планом».

Киевская школа 80х – это, в основном, документальные снимки. В Харькове тогда же экспериментировали с цветом. И только в Черновцах возникла именно такая – «метафизическая» фотография. Самая известная серия Тарновецкого, иллюстрирующая это направление, называется «Растрирование».

«Она уникальна тем, что в кадре появляются какие-то сетки из теней, сетки из заборов, сетка-рабица – то есть какие-то такие графические вещи, – говорит Катерина Зуева. – Это интерес чисто к пластическим состояниям реальности. О чем-то чистом, не обремененном фактами».

Всю свою жизнь он фотографировал для себя – кадры строил интуитивно, но всегда – безошибочно. По образованию – физик, Тарновецкий говорил: «Секрет моей фотографии – смотреть на обычные вещи под правильным углом».

Новости культуры