25.03.2014 | 13:37

Календарь. 25 марта 2014 года

Я был разбужен спозаранку
Щелчком оконного стекла.
Размокшей каменной баранкой
В воде Венеция плыла.
Все было тихо, и, однако,
Во сне я слышал крик, и он
Подобьем смолкнувшего знака
Еще тревожил небосклон.
Вдали за лодочной стоянкой
В остатках сна рождалась явь.
Венеция венецианкой
Бросалась с набережных вплавь.

25 марта 421 года была основана Венеция.
Венеция 421

25 марта 1915 года Максимилиан Волошин закончил стихотворение, посвященное Илье Эринбургу, который был в это время корреспондентом газеты «Биржевые новости» на Западном фронте.
В эти дни великих шумов ратных
И побед, пылающих вдали,
Я пленён в пространствах безвозвратных
Оголтелой, стынущей земли.
В эти дни не спазмой трудных родов
Схвачен дух: внутри разодран он
Яростью сгрудившихся народов,
Ужасом разъявшихся времён.
В эти дни нет ни врага, ни брата:
Все во мне, и я во всех; одной
И одна — тоскою плоть объята
И горит сама к себе враждой.
В эти дни безвольно мысль томится,
А молитва стелется, как дым.
В эти дни душа больна одним
Искушением — развоплотиться.

Максимилиан Волошин 1915

150 лет назад, в этот день, родился Алексей Явленский. Русский художник, почти вся творческая жизнь которого прошла в Германии.
Вместе с Кандинским он сформулировал свое специфическое понимание искусства: целью живописи является не тождественное отображение действительности, а гармония цвета и настроения.
Мировую славу принесла ему огромная серия «Медитации», которая была своеобразной реминисценцией византийско-русских икон. Эти работы утвердили Явленского в качестве одного из крупнейших представителей религиозной живописи ХХ века. Он говорил: «Художник должен сказать посредством света и формы всё, что в нем есть от Бога».
Алексей Явленский 1864 - 1941

Прежде чем стать режиссером, он был теоретиком кино. Большое влияние на его мысль оказали теория относительности Альберта Эйнштейна и теория «длительности Анои Бергсона. Сам он построил сложную теорию кинематографического пространства-времени, некоего изменчивого и текучего континуума, обратимого и относительного.
25 марта 1897 года родился Жан Эпштейн, французский режиссер, авангардист, один из самых талантливых представителей киноимпрессионизма.
В своих фильмах он отбросил повествовательность ради создания атмосферы, используя для этого все средства кинематографической  техники.
Он систематически применял замедленную съемку: кажется, будто его персонажи плывут, занавески едва ощутимо дрожат, а время останавливается… Это не фантастический мир, а область сновидения.
Он писал: «Я хочу фильмов, в которых не происходит ничего особенного. Самая скромная деталь передаёт звук подразумеваемой драмы. Чувство пугливо. Грохот поезда, падающего с виадука, не всегда приятен его семейному нраву. Скорее, в ежедневном рукопожатии оно приоткроет своё прекрасное, омытое слезами лицо. Сколько грусти можно извлечь из дождя!».
Жан Эпштейн 1897 – 1953