17.03.2014 | 10:01

В Мемориальном музее Суворова в Петербурге открылась тематическая выставка, посвященная кавалерии

В название выставки, которая открылась в Петербуржском Мемориальном музее Суворова, легла строка из пушкинского «Медного всадника» – «Куда ты скачешь, гордый конь?...» Музейщики достали из запасников всё, что связано с кавалерией, – картины, гравюры, фарфоровые скульптуры. В центре экспозиции, конечно же, сам великий полководец. Стать наездником Суворову, как говорится, на роду было написано. Рассказывают «Новости культуры».

В музее Суворова лошади, кажется, и раньше были повсюду – в батальных сценах на масштабных полотнах и на макетах, где в атаку идет даже миниатюрная кавалерия. Но лишь теперь здесь открыли тематическую выставку. Кони в фарфоре и бронзе, на старинных холстах и советских открытках сегодня застыли там, где в XVIII и XIX веках проходили настоящие конные смотры. Тогда здесь стоял лейб-гвардии Преображенский полк.

«Преображенский полк выделил часть своего плаца для возведения здания музея, – рассказывает директор Государственного мемориального музея А.В. Суворова Владимир Гронский. – И мы, конечно же, сегодня находимся на месте, где проходили парады, где гарцевали военачальники, где представлена была кавалерия на парадах – и можно сказать, что кони вот вернулись на свое место».

В год Лошади это выглядит особенно символично. Рысакам на выставке словно вернули их прежнюю славу. Именно кавалерия долгие годы была главной ударной силой русской армии. Знаменитый переход Суворова через Альпы удался только благодаря коннице. А сам полководец всегда был на коне – во всех смыслах – помимо службы, к этому обязывала фамилия. По одной из версий, она восходит к тюркскому слову «сувор», что в переводе – «всадник» или «наездник». Но если на войне конь просто держал хозяина над схваткой - то в обществе еще и возвышал статус. Немного побыть в седле на открытии выставки захотели даже сами музейные сотрудники.

«Тут проблема вся в том, что даже если мы побываем на ипподроме – лошадь мы в музей не приведем, – говорит научный сотрудник Государственного мемориального музея А.В. Суворова Николай Гореликов. – Поскольку наш музей, все-таки, мемориальное здание, то установить здесь какой-нибудь интерактив, сделать какой-нибудь фильм тоже достаточно сложно. потому что здание, увы, для этого не предназначено».

Зато в музейных залах теперь экспонаты из фондов. Раньше в таком объеме они не выставлялись. Картины художников-анималистов и редкие гравюры – некоторые сюжеты оказались настолько популярны, что со временем даже перекочевали в бытовую жизнь. А в советское время победоносные изображения всадников перенесли на плакаты военных лет. И это неудивительно: когда на смену коннице пришли танки, мощь боевых машин все равно продолжали мерить именно в лошадиных силах.

Новости культуры