18.03.2014 | 10:08

Печать. 18 марта 2014

Петер Штайн рад снова работать в России. Прославленный режиссер начинает репетиции оперы Верди «Аида» в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко и смело заявляет о своем неравнодушии к русской культуре и к русскому менталитету. В интервью газете «Известия» патриарх немецкого театра рассказал о своём видении системы Станиславского и оперном искусстве, к которому Штайн обращается впервые. Цитирую: «Когда Театр Станиславского предложил мне «Аиду», я тоже отказался наотрез. Это же ужасно – все эти египетские дела, слоны, шум, крики. Я сказал им: «Соглашусь на постановку, если дадите мне слонов». Слонов не дали»... Но, по мнению режиссера, решающим для него стал тот факт, что в Музыкальном театре Станиславского «Аида» не шла никогда. И потому предлагает себе и зрителям «исследовать оперу с чистого листа». Другие темы утренней печати – в обзоре «Новостей культуры».

***
В середине 90-х о литовском спектакле по романам Григория Кановича «Улыбнись нам, Господи» и «Козленок за два гроша» в Москве говорили как о чуде. В 95-м спектакль показали в Москве. Удивило все: метафорические декорации, музыка, сплоченная команда артистов и даже само звучание литовского языка, которое не мог заглушить сипящий в наушниках голос переводчика. И вот сейчас режиссер выпустил в Театре Вахтангова русскую версию своего вильнюсского спектакля «Улыбнись нам, Господи». В нынешней постановке – отмечает «Огонек» – частная история достигала масштабов библейской притчи. Даже шире: к финалу гора шкафов и шкафчиков, нагроможденных на повозку, напоминает Вавилонскую башню. «...А евреи, над головами которых к финалу загорались то ли фонарики на чугунном козырьке губернаторского дома, то ли чеховское небо в алмазах, становились прообразом всего человечества...» – пишет издание.

***
Сергей Курёхин – это взрывная музыка, безумное веселье или, если хотите, весёлое безумие. Стремительная жизнь, фантастически редкая болезнь, ранняя смерть. Огромное творческое наследие. Фраза «Жизнь после смерти» – это о нём. Анастасия Курёхина, вдова легендарного музыканта, рассказала «Невскому времени», что не успел сделать ее муж и почему не иссякает интерес к его творчеству. Тем более, что ей первой композитор давал слушать новые записи, рассказывал, что планирует сделать. Но, как признается Анастасия, вмешиваться в своё творчество он никому не позволял. «... Сергей в любую эпоху чувствовал себя уютно. Сочинять музыку или записываться на студии ему никто никогда не мог помешать... Он был совершенно счастливым человеком, потому что обычно делал только то, что хотел, был абсолютно свободен, и у него получалось то, что он задумывал...» – рассказала Анастасия Курёхина.

***
В женевской галерее «Andata Ritorno» откроется выставка картин румынской художницы Эмануэлы Лукачи, которая черпает вдохновение из классики российского кино – в основном, из картин Андрея Тарковского. На эту выставку – предупреждает «Наша газета» – лучше всего приходить подготовленным: без предварительного знакомства с фильмами Тарковского будет непросто разобраться в эстетической концепции Лукачи. «...Особенно увлекает сравнение отдельно взятого кадра с его воплощением кистью художника. Если на протяжении некоторого времени вглядываться в картины Лукачи, то возникает чувство, что сейчас камера поедет дальше и покажет новый план...» – отмечает издание.

Новости культуры