11.07.2011 | 10:00

Не стало Ролана Пети

В Женеве скончался всемирно известный французский хореограф Ролан Пети. Ему было 87 лет. На его счету десятки балетов в разных странах мира. Свой первый шедевр «Юноша и смерть» Пети поставил в сорок шестом. Спектакль стал мировой классикой, как и «Пиковая дама», поставленная в 2001 на сцене Большого театра. В последних планах мастера была постановка балета о Пушкине. На главную роль он хотел пригласить Николая Цискаридзе, а партию Натальи Гончаровой отдать Светлане Лунькиной. Ролан Пети был убежден – надо делать то, что хочется, и только так можно сказать собственное слово в искусстве. Это удалось ему в полной мере. Рассказывают «Новости культуры».  

Танец был смыслом его жизни. Школа Гранд-Опера, уроки с русскими педагогами, мечта ставить по всему миру. Его первый шедевр «Юноша и смерть» в тандеме с Жаном Кокто буквально взорвал театральный мир, перевернул представление о балете. «Пока работаешь – сомневаешься. А когда балет удается, такое ощущение – это взрыв, словно родился ребенок», - говорил хореограф в 2008 году. Потом таких рождений были десятки. И единственная любовь и муза – Зизи Жанмер. Именно ей он подарил страстную дерзкую «Кармен».

Потом Пети и вовсе замахнулся на святая святых – парижское кабаре. «Ревю балет Парижа» со звездной Зизи превзошел «Мулен Руж». О любви всерьез он заговорил в «Соборе парижской богоматери». Его Эсмеральду оплакивали не только в Гранд-Опера. Пети перенес его в Мариинку и в Большой.

Интуиция никогда не подводила Ролана Пети. В юной Светлане Лунькиной хореограф увидел не просто идеальную Эсмеральду - балерину будущего.

«Он очень был требовательный, он очень много требовал от артистов, так как, я считаю, хореография его была гениальна и очень интересна, замечательный балет, и танцуют его по всему миру, поэтому работа всегда у нас была насыщенная и эмоциональная», - вспоминает балерина Светлана Лунькина.

Для Большого он поставил и «Пиковую даму» с Илзе Лиепа и Николаем Цискаридзе, и «Юношу и смерть» со Светланой Захаровой и Иваном Васильевым. Двадцать минут балета стали потрясением. Так емко и беспощадно о любви еще никто не говорил.

«Такие художники, громадного такого масштаба, огромного масштаба, они, конечно, не уходят из жизни. Они остаются. И остаются, прежде всего, потому, что оставляют великое свое наследие, великое свое творчество», - считает народный артист СССР Борис Акимов.

Он любил Париж, но последние годы жил в Женеве и ставил по всему миру. Вся жизнь была поиском идеальной формулы танца. Считая балет математикой, он знал, как вдохнуть душу в ломкие точные линии танца. И улыбался так, словно нашел ответ на главный вопрос жизни. «Везде, где я работал, я находил что-то по душе. Мы не знаем, что такое гениальность, не знаем ее истинной природы. А, может, это и лучше, что гениальность остается тайной», - полагал Ролан Пети

Обращаем ваше внимание на то, что в программе нашего телеканала произошли изменения. Сегодня в 18:40 смотрите документальную ленту «Ролан Пети. Между прошлым и будущим».

Читайте также: Вечер памяти Ролана Пети пройдет в Большом