13.03.2014 | 19:04

Коллекция французской графики XVIII века экспонируется в ГМИИ имени А.С.Пушкина

Время расцвета искусства рококо получило изящное название – «галантный век». Оно, кстати, нередко используется как синоним XVIII века, несмотря на то, что эта историческая эпоха в целом была далека от галантности. В изобразительном искусстве Франции эти идеалы нашли воплощение в работах Ватто, Буше, Ланкре, Фрагонара. В Музее изобразительных искусств имени Пушкина – богатейшая коллекция французской графики. А в ней самый яркий период – XVIII век и его «галантные игры». Рассказывают «Новости культуры».

60 гравюр XVIII века впервые извлекли из фондов Пушкинского музея. Гравюры – наиболее капризный для выставок материал. Боятся света. В полумраке выставочного зала они кажутся пришельцами из другого мира. Один из разделов выставки посвящен театру галантного века. Но точно такой же, блестящей тщеславной суетой отмечены и гравюры из разделов: «галантное общество в парке», «модные прихоти», «салоны», «будуар». Все эти названия из женских любовных романов эпохи Людовика Пятнадцатого как нельзя лучше отражают стиль жизни высшего общества того времени, когда сам король в своем дворце угощал гостей собственноручно сваренным шоколадом.

«Гравюры того времени они столь же галантны, как и люди того времени, – говорит куратор выставки Наталья Веденеева. – И, по сути, мы не должны видеть в этих гравюрах, представленных на выставке, достоверные изображений событий той эпохи. Я думаю, это скорее, как эпоха видела себя в идеальном варианте».

Галантными, и это хорошо видно на гравюрах, в XVIII веке, прежде всего, должны были быть отношения мужчины и женщины. Но очень быстро этот термин распространил свое влияние на все сферы жизни. Галантным стали называть человека, чьи манеры и речь были безукоризненны. Апофеозом этого стиля можно считать вот эту гравюру. Булочник, несущий пару свежих багетов хозяйке какого-нибудь модного салона – сама галантность. В XVIII веке даже собак одевали в мужское платье, чтобы и они выглядели не хуже своих господ.

«Иногда очень хочется пирожное, мы тут едим пирожное, – говорит директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак. – И тут нет претензии, что это бутерброд с селедкой. Это пирожное, сахарное, воздушное. Просто потом надо запить водичкой».

Оборотной стороной жизни французской знати в XVIII веке была возведенная в культ инфантильность, равно присущая, как женщинам, так и мужчинам. Главным врагом была объявлена скука, боролись с которой при помощи маскарада.

Вся эта роскошь для глаз – из коллекций русской аристократии, начавшей собирать французскую гравюру со второй половины XVIII века: из собраний князей Барятинских, графов Бобринских, купцов Басниных. И хотя в России галантного века как такого не было, русские дворяне – может, как раз в силу этого – с большой охотой собирали картинки о такой сказочно красивой европейской жизни.

Новости культуры