12.03.2014 | 20:00

Памятники японского бронзового литья представлены в Историческом музее

Японцы верят, что время властно над формой вещей, но не над их сущностью. Значит, вещи, сохранившие единство формы и содержания, приобретают особую ценность – как экспонаты новой выставки в Государственном историческом музее, «Японская бронза эпохи Мэйдзи». «Мэйдзи» – в буквальном переводе «просвещённое правление» – это 1868-1912 годы, период правления императора Муцухито, при котором Страна Восходящего солнца вышла из многовековой изоляции. Рассказывают «Новости культуры».

Сразу у входа в музей – атлас кругосветных путешествий. Ровно 210 лет назад русская дипломатическая миссия, во главе с Крузенштерном, впервые прибыла к берегам Японию. В страну экспедицию не пустили, архипелаг так и остался неизведанным. Японское искусство «открылось» миру в эпоху Мэйдзи. Когда в середине XIX века закрытая феодальная страна стала превращаться в передовую державу. Институт самураев упразднили, изготовлять мечи – запретили, оружейникам пришлось заняться мирным ремеслом.

«Они занялись литьем из бронзы, – рассказывает заведующий отделом металла Государственного Исторического музея Людмила Дементьева. – Тот материал, из которого раньше делали перемычки у рукоятки меча, тот же самый сплав стал употребляться для изготовления изумительных предметов анималистической пластики. И государство поддерживало эти начинания, понимая, что ремесленникам надо работать.
Бронзовая скульптура стала местным брендом, наравне с гравюрой. По ней судили об эстетике и традициях японцев. В неожиданно открывшуюся страну устремились иностранцы. Иметь в своей коллекции предмет искусства местных мастеров стало признаком хорошего вкуса».

«Она потрясает своей утонченностью, высокой культурой производства, высоким эстетическим вкусом, – отмечает директор Государственного Исторического музея Алексей Левыкин. – В этот период начинают складываться крупнейшие коллекции, которые находятся в мире. Именно с эпохи Мэйдзи».

Журавль, летящий над рисовым полем – это символ одиночества. Кабан – здоровья, черепаха – долголетия. Каждая статуэтка – как поэма. Со своим сюжетом и философией. Деликатные, утончённые, с почти неуловимыми оттенками красок – на выставке представлены 14 памятников японского бронзового литья из коллекции Исторического музея и частного собрания. Эти предметы невозможно увидеть даже в Японии. Лучшие образцы искусства эпохи Мэйдзи уже давно разобрали по лучшим музеям мира. А вот на родине они остались недооцененными.
 

Новости культуры