11.03.2014 | 18:52

Антология мировой классики по Джону Ноймайеру

Джон Ноймайер, как известно, одна из самых влиятельных фигур в мире современного танца. Но сказать, что он как постановщик очень современно мыслит, точно нельзя. Он просто таки вызывающе несовременен. В наши дни, когда его коллеги увлечены одноактовками, в эпоху, можно сказать, «хореографических твитов», руководитель гамбургского балета продолжает выпускать широкоформатные сюжетные спектакли. Его вкус к большой литературе оценили в России, где на протяжении последнего десятилетия Ноймайер ставит много и с удовольствием. Новая работа – «Дама с камелиями» в Большом театре, до премьеры две недели. Репетиции в разгаре, но он всё-таки нашел время для встречи в Бахрушинском театральном музее. Рассказывают «Новости культуры».

Хореограф-путешественник, Джон Ноймайер, кажется, не знает усталости от перелетов, смены стран, городов, часовых поясов. В Москве, после репетиции в Большом, настраивается на встречу с обществом «любителей балета». Бегло смотрит экспозицию, посвященную Екатерине Максимовой, спешит в битком набитый зал. И уже из-за кулис наблюдает за видео своих постановок.

Кажется, Ноймайера интересует все: от Ветхого и Нового завета, средневековой рыцарской эпохи, трагедий Шекспира до Дюма, Чехова. Его библиотека одна из самых больших в Европе – 14 тысяч книг. Сейчас Ноймайер читает русскую классику.

Из ста балетов – двадцать сделаны по произведениям мировой классики. Самый первый – «Небесные гончие» на стихи Томсона. Роль гончей, которая всегда преследует и настигает нас, отведена Богу…С этого балета Ноймайер начнет диалог. Мучительный поиск ответов на вопросы, которые до сих пор ищет. Духовные идеи, религиозную мистерию передаст через танец.

«Я никогда не считал себя миссионером, – признается хореограф. – Миссия не главное - главное быть людьми, человеками».

Ноймайер десять лет подбирался к Баху. «Страсти по Матфею» лишили его покоя. Хореограф сам вышел на сцену. Когда поставил балет – разразился скандал. Законопослушные немцы даже подумать не могли, что можно замахнуться на такое. Ноймайера спасло безупречное филологическое образование, данное не только профессорами литературы, но и священниками ордена иезуитов.

«Легенда об Иосифе» на музыку Рихарда Штрауса борьба хореографа со своими антагонизмами. Тогда молодой Ноймайер даже не купился на обещанных ему Барышникова и Калласс – женская партия была отведена певице.. В 77-м он все-таки поставил эротико-мистический балет для Венской оперы. Признается – он не был первым. В 1914 году за «Иосифа» брался Нижинский, после разрыва с Дягилевым – Фокин. Исчерпав библейскую тему, Ноймайер взялся за классическое наследие: «Отелло», «Гамлет», «Смерть в Венеции», «Чайка»…

«С каждым из этих произведений своя история, – рассказывает Джон Ноймайер. – Нет одной модели, одной схемы, одного рецепта, каждое произведение задевало меня по-своему, и в каждом я отражался, как в зеркале какой-то частью».

«Дама с Камелиями» разошлась особо крупным тиражом по всему миру. Историю Маргариты и Армана проживали лучшие танцовщики мира. Сейчас к премьере готовится Большой. Так что Ноймайер снова погрузился в пучину страстей и кажется ему это нравится.

Новости культуры