07.03.2014 | 10:25

В столице открылась первая персональная выставка Павла Пухова

Он превращал серые стены, фонарные столбы и асфальт в гигантские инсталляции. В Московском музее современного искусства открылась выставка произведений самого известного российского уличного художника – Павла Пухова, ушедшего из жизни год назад. В экспозиции «Наше дело – подвиг» – холсты, трафареты, арт-объекты, реконструкции инсталляций. Этот проект – не только первая персональная выставка Паши 183 – так он сам себя называл. Но и первый в России случай, когда музейное пространство встречается c уличным искусством. Рассказывают «Новости культуры».

На стене неразборчивые яркие буквы – это граффити. Рядом – телефонная будка с колдовской книгой и пером – это стрит-арт. Борьба разных видов уличного искусства – сразу у входа на выставку, - демонстрирует без слов – Павел Пухов не занимался вандализмом, он стремился разбудить «мертвые души». Вот «Девочка со спичками» из печальной сказки Андерсена, как бы говорит о том, что тепло должны дарить друг другу люди. А этот знаменитый шоколад «Аленка» – не символ детства, а образ современного человека, который вынужден себя продавать, как «Аленка» – вопреки собственному желанию.

«У Паши основная идея была – борьба добра со злом, – рассказывает куратор выставки Полина Борисова. – Он считал себя на стороне добра. Он считал, что вокруг слишком много несправедливости, лжи. И он считал себя обязанным бороться с этим всеми силами, какими он может, а именно творчеством».

Имя – Павел Пухов. Возраст – 29 лет. Образование – юрист и дизайнер. Это все, что было известно о художнике. Он скрывал свое лицо. Павел начал «работать» на улицах Москвы с 11 лет. На стенах углем и кирпичом писал стихи. Позже освоил разные техники – граффити, инсталляции из стикеров, световые проекции, трафареты. Везде подписывался – как «Паша 183». Это не простой набор цифр. Художник родился 11 августа 1983 года. За принципиальную анонимность и якобы схожий стиль, британские журналисты назвали его «русским Бэнкси». Друзья говорят – такое сравнение Пашу обижало.

«Стиль абсолютно не похож, – отмечает координатор выставки Юрий Юркин. – Паша вдохновлялся русским роком. Это его отличает от других стрит-артистов, которые в основном слушают хип-хоп.. Все его работы пронизаны личным чувством, личным отношением к действительности. Бэнкси больше работает на публику».

Он критиковал пошлость, коммерциализацию жизни, рекламные технологии. Чтобы быть услышанным, выбирал самые большие объекты – заброшенные здания, школьные дворы. И хотя многие работы Павла Пухова со временем исчезли – благодаря коммунальным службам – их посыл запомнился надолго. Одно из самых известных произведений Паши 183 – «Правда за правду» – появилось на станции метро «Красные ворота» в годовщину путча 91 года. На стеклянных дверях «выросли» сотрудники «ОМОН» с щитами. И каждый желающий смог «прорвать баррикады». Паша-183 умер год назад. Все, что удалось спасти и воспроизвести заново – собрали на этой выставке.

«Стрит-арт – вещь сама по себе протестная, – отмечает мама Павла Пухова Татьяна Пухова. – И многие вещи существовали один день, пару дней, пару часов. Восстановить их, кончено, очень тяжело. Это очень тяжело, ощущать, что его со мной рядом нет очень больно, но лучшее, что я могу для него сделать – это способствовать продвижению его работ».

Развесил в ночном лесу марлю – и получились духи леса, фонарный столб превратил в очки для Гулливера, а бомбоубежище – в праздничный торт. Павел Пухов использовал пространство не просто в качестве холста, превращал его в произведение искусства. Этим и прославился в России, Европе и Америке. Маленький кораблик в безводном бассейне – последняя работа художника. Красная надпись звучит как завещание: «Любое течение высохнет, но искусство останется».

Новости культуры