07.03.2014 | 09:43

Ферруччо Фурланетто выступил в Москве

Камерная вокальная музыка нечасто звучит в больших концертных залах Москвы. Не только потому, что залы большие, а музыка камерная. Причина ещё в том, что звезды мировой оперы предпочитают всё таки другой репертуар. Но вот Ферруччо Фурланетто, знаменитый итальянский бас, он одинаково хорош в любой партии. Борис Годунов, Дон Кихот – пожалуйста. А вот в Москве он исполнил цикл Франца Шуберта «Зимний путь».  Рассказывают «Новости культуры».

Ферруччо Фурланетто не прочь вспомнить молодость, когда, как все порядочные итальянские юноши бацал на гитаре модные иностранные песни. Сегодня он один из самых востребованных оперных певцов, настоящий профи своего дела. Работал с самыми значимыми музыкантами и режиссерами времени, среди них – Герберт фон Караян, Карло Джулини, Леонард Бернстайн, Риккардо Мути, Валерий Гергиев, Владимир Юровский, Франко Дзефирелли. Он, кстати, первый итальянец, кто исполнил партию Бориса Годунова на русском языке на сцене сначала Мариинского, а через несколько лет и Большого театров.

«Это было потрясающим открытием – понять, что хотя русский и итальянский не имеют ничего общего, но когда доходит до музыки, оба языка дают одинаковую свободу голосу, как никакие другие, – говорит Ферруччо Фурланетто. – С первой ноты я пел с таким же удовольствием, с каким пою по-итальянски. Это было приятным открытием. А еще я понял, что русский – потрясающий язык для передачи эмоций».

Однако сам не чувствует былого комфорта в профессии, признается: сегодняшние дирижеры не дотягивают до мэтров, с которыми довелось работать. В этом одна из причин обращения к камерному жанру – к шубертовскому Зимнему пути – хотел, но не решался прикоснуться много лет. Быть на сцене одному, без партнеров – непривычное дело. Однако, решившись, получает огромное удовольствие от процесса.

Тоже с удовольствием Фурланетто вспоминает молодость, середину 60-х, когда как каждый итальянский юноша играл на гитаре модные песни.

«Зимний путь» Шуберта – второй песенный цикл композитора, классический образец этого музыкального жанра и одно из последних произведений Шуберта, не дожившего до 32 лет. Лирический герой, романтик, страдает от любовной драмы, бесцельных странствий, тщетной попытки бежать от самого себя – произведение меланхолично и печально. Недаром сам Шуберт называл свое произведение «венком жутких песен». Тем не менее Зимний путь имеет удивительное количество аранжировок, композиторских интерпретаций, театральных постановок и отсылок к этому циклу в разных видах искусства (кино, литература, театр). Любопытно, что изначально он предназначался для тенора, причём в создании музыкального образа впервые на равных с вокалистом участвует пианист. Партнер Фурланетто – пианист, лауреат многих конкурсов, Игорь Четуев. В лацкане пиджака – всегда – булавка из уральского камня демантоида счастливая, талисман из родного Нижнего Тагила, успокаивает перед концертами. Впрочем, на этот раз особых волнений нет. Игорь признается: попал под обаяние маэстро, учится сам и ставит в пример всем звездам скромность, некапризность и удивительный такт итальянца. И не только.

«Когда я слушаю русских певцов, очень многих, я не понимаю ни слова, – говорит пианист. – И это же совершенная ерунда. Почему, когда я слушаю итальянского певца, конечно, Ферруччо великий певец, я понимаю каждое слово. Что происходит – объясните мне, пожалуйста!»

Признаваясь в любви к России, где Фурланетто теперь бывает нередко, он с особенным чувство говорит о зиме в Санкт-Петербурге, которую полюбил едва ли не больше белых ночей. А еще – о предстоящей – снова русской – «Хованщине» в Вене. Дирижер – Семен Бычков. Режиссер – Лев Додин.

Новости культуры