06.03.2014 | 19:10

Французская живопись, украшавшая интерьеры "Архангельского", вернулась в залы усадьбы

В Музее-усадьбе «Архангельское» хранится внушительная коллекция французской живописи. Ее собрал один из владельцев усадьбы - князь Николай Юсупов. Он помогал приобретать произведения искусства Екатерине Второй и её сыну Павлу, был посредником при исполнении их заказов европейским художникам. И собственная коллекция Юсупова формировалась из тех же источников, что и императорская. Часть этого собрания представлена на выставке в «Архангельском». Рассказывают «Новости культуры».

Трогательная девушка в чепчике к вниманию публики не привыкла. У нее сегодня дебют. Картина кисти неизвестного художника еще ни разу не экспонировалась. Вновь увидели свет и эти полотна. После того, как усадьбу в «Архангельском» закрыли на реставрацию, французские полотна «ушли» в запасники.

«Было интересно собрать картины французской школы воедино, – говорит директор Государственного музея-усадьбы «Архангельское» Андрей Бусыгин. – Когда они разбросаны по разным залам, по разным стенам, то нет впечатления развития французской школы живописи. А здесь представлено и рококо и барокко и французский академизм и постклассицизм».

«Сокровищница, которой не могут похвастаться даже монархи» – говорили во 2-й половине XVIII века о коллекции Николая Юсупова. Все эти полотна украшали интерьеры парадного зала его усадьбы. Императорский двор отверг партию картин – Юсупов их приобрел, что-то заказал, кое-что нашел на антикварном рынке – так собралась коллекция французского искусства – от Давида и его школы до «малых» мастеров. Князь полагался на чутье, а не на моду. Так, картина Ораса Верне «Турок и казак» стала первой работой художника, ввезенной в Россию. В единственном экземпляре в стране представлено и творчество Луи Гоффье – это его «Орфей». Настоящее имя автора полотна узнали совсем недавно. Раньше работа называлась «Аполлон среди пастухов», ее приписывали кисти Франсуа Лемуана.

«Даже человек, который не очень разбирается в живописи, увидит насколько различается манера исполнения этих двух картин. – говорит куратор выставки Марина Краснобаева. – Но так как она никогда не экспонировалась во дворце, а хранилась в фондах, отмечали ее качество, но старое имя оставалось. Потому что сменить название картин или автора сложно, нужно провести достаточно аргументированную работу».

Юсупов не просто собирал картины, а скрупулезно распределял их по дому – каждое – на свое, «выгодное» место. Для любимого Юбера Робера он специально перестроил парадный зал дворца.

«Современные специалисты говорят, что сегодня для того, чтобы увидеть Юбера Роббера в исторических интерьерах нужно приехать именно в Россию, – отмечает Марина Краснобаева. – Сохранилось шесть неразрозненных ансамблей. Два в Архангельском».

После смерти князя, картины «разбрелись» по разным музеям. Так, из восемь работ Буше, в Архангельском осталась лишь одна – «Испуганная купальщица». Вскоре, эти полотна снова займут свои места в интерьере.

Новости культуры