06.03.2014 | 10:42

Состоялся заключительный концерт цикла "Грани бессмертия"

«Грани бессмертия. Вершины ораториального жанра». Этот филармонический цикл завершил Государственный академический оркестр России имени Светланова. Он выступил в Концертном зале имени Чайковского. В качестве вершин ораториального жанра оркестр предложил «Немецкий реквием» Брамса и «Библейское действо» Циммермана. За дирижерским пультом – Владимир Юровский. Рассказывают «Новости культуры».

Строгие, отточенные движения Владимира Юровского: его жест – легко узнаваем. Как, впрочем, и программы. Масштабные, замысловатые. За рубежом он предпочитает дирижировать русской классикой; возглавляет Лондонский филармонический оркестр. Здесь, в России – наоборот, знакомит с европейской современной музыкой.

Сочинение Циммермана – немецкого композитора ХХ века Юровский мечтал исполнить давно. Его впечатлял размах произведения. Не оратория, целый спектакль – с долгими монологами, экспрессивными движениями актеров и игрой света. Зловещий сумрак, крики и завывания инструментов – мрачное размышление о жизни и смерти.

«Музыка заставляет задумываться на вечные темы, и Брамс, Бах и Циммерман – связывают искусство с нашей непосредственной жизнью», – говорит Владимир Юровский.

Это сочинение – своеобразный реквием; закончив его, Циммерман застрелился. Композитор написал произведение по заказу города Киля во время подготовки к мюнхенской Олимпиаде 1972 года. Ожидаемый патриотизм – превратился в карикатуру: едко, с сарказмом Циммерман высмеивает все мыслимые пороки человечества.

«Циммерман именно в преддверии Олимпийских игр, радостного события в жизни общества, почувствовал только голую коммерцию, желание наилучшим образом выставить себя, отвлечь людей от тех настоящих проблем современности, которыми они должны были заниматься», – рассказывает Владимир Юровский.

Низкий старт – как у бегунов, прыжки: движения актеров – будто пародия на суету современного мира.

«В этих движениях выражено представление Циммермана о безумии современного мира, о мельтешении, суете, саморазрушении, которое проникает в человеческие души», – отмечает заслуженный артист России Андрей Семенов.

Эта музыка выматывает душу, тело и голос, шаг за шагом будто сходишь с ума. Дитрих Хеншель исполнял сочинение неоднократно, и в этот раз – продолжает исследовать границы реальности и иллюзии.

«Здесь очень много красок – от тихого крика, до полного ужаса, – говорит певец. – Ужас перед разрушением мира и разрушением человека. По всем линиям мелодическим – сквозит интонация ламенто, ну знаете, плача. И мне кажется, это данность этого пеформанса. Данность жизни Циммермана. Это его действительность».

Финальные аккорды сочинения Циммермана – буквально инсценировка самоубийства главного героя. Последняя фраза у оркестра из хорала Баха «С меня довольно» и выстрел у медных – после … гробовая тишина. На такой мрачной ноте Владимир Юровский завершить программу выступления своего оркестра не мог. Отдавая дань традиции, исполнил классический образец духовного жанра – «Немецкий реквием» Брамса.

Новости культуры