12.07.2011 | 11:01

Выставка географических карт XVI-XX веков

«Искусства ради и науки» - такое название получила выставка уникальных географических карт XVI-XX веков, которая открывается сегодня в Государственном Историческом музее. Формально экспозиция приурочена к открытию Международной конференции по истории картографии, которая впервые проходит в России. Историки могут спорить о том, что побуждало человечество к открытию неведомых земель – бескорыстная тяга к познанию или обычная жажда наживы. В любом случае, следствием этих открытий стало рождение совершенно особого вида декоративного искусства. Рассказывают «Новости культуры».  

Обозначение государственных границ, указание опасных территорий и, конечно, поиск сокровищ - предназначение географических и политических карт со временем менялось, так же как и сам стиль картографии. В XVII веке – относительно «недавно» - даже искусство чтения карты было доступно немногим, что говорить о ее составлении. Но три самые старинные карты в коллекции Исторического музея – родом из Нидерландов - были изданы еще раньше. Одна существует в единственном экземпляре и датируется 1562 годом. На ней отражены все известные на тот момент сведения о северных странах.

«Чем дальше на восток, тем более сказочными делаются сюжеты, карты постепенно теряют свой привычный для нас вид и начинают больше напоминать миниатюры средневековых летописей», - рассказывает заведующий отделом картографии Государственного исторического музея Владимир Булатов.

Подобные средневековые миниатюры есть и на карте полярных районов знаменитого мореплавателя Виллема Баренца. Здесь изображены не только киты и тюлени, но и мифические рыбы-чудовища. При этом карта имеет вполне солидную математическую основу и практическое значение.

«Очень полезно показать китов, потому что во многом достижением похода Баренца было обнаружение множества китов, что потом действительно привлекло туда голландских китобоев, в этом смысле карта была полезной. Это вполне функционально и осмысленно. Кроме того, это красиво», - убежден Владимир Булатов.

Эпоха классицизма предложила свой стиль оформления. Каждая фигура в сюжетном картуше Генеральной карты Атласа Российской Империи 1792 года имеет определенный аллегорический смысл. Они напоминают о победах в двух русско-турецких войнах, о возрождении флота, о процветании искусств и ремесел. Прагматичный XIX век резко изменил «картографическую» эстетику, раз и навсегда отказавшись от аллегорий и прочих декоративных излишеств. Один из примеров - план Москвы 1827 года. Теперь карты проигрывают в живописности, но при этом становятся функциональнее и понятнее.

Читайте также: Международная конференция по истории картографии