28.02.2014 | 15:45

В Коломенском - выставка «Христианские традиции в искусстве»

Выставка, посвящённая возрождённым традициям русской резьбы по дереву, открылась в музее-заповеднике «Коломенское». Она называется «Христианские традиции в искусстве». Их истоки лежат в деревянной рельефной иконе и церковной резьбе, расцвет которых пришёлся на XVII век. Это направление не нашло широкого распространения как западное веяние. В конце 80-х творческий дуэт Инессы и Рашида Азбухановых возродил древнюю традицию. В экспозиции - как современные резные иконы, так и экспонаты из собрания музея. Рассказывают «Новости культуры». 

25 лет назад никто не верил в успех этого предприятия. Двое художников – супружеская пара Инесса и Рашид Азбухановы – замахнулись на тысячелетний канон. Это и не икона, и не скульптура. А что – никто толком не понимал - на дворе были еще советские годы.

«Отрицали все. Говорили: "Уберите крестики". Мы говорим: "Как мы уберем крестики, допустим, у Бориса и Глеба? У храма?" Нам говорят: "Уберите, у вас будет все хорошо"», - рассказывает художник Инесса Азбуханова.

В церкви тоже без одобрения смотрели на непонятный жанр. Резные иконы ассоциировались с католичеством.

«Лет 20 мы их называли резное панно на христианскую тему. Когда церковь их признала, назвала иконами, значит, они стали иконами. Это не наша заслуга», - отмечает художник Рашид Азбуханов.

На выставке вместе с работами Азбухановых – несколько древних резных крестов и икон из собрания музея-усадьбы «Коломенское». Впервые резная икона упоминается в летописях XVвека. Но в русской православной церкви это искусство не прижилось. С ним даже начали бороться.

«Борьба с резной иконой и с церковной скульптурой проходила под лозунгом борьбы с латинянством. Велась она всегда, указов было множество. И, тем не менее, она всегда, как феникс, возрождалась. Потому что в людях была потребность, потому что резная икона носит народный характер», - убеждена автор концепции выставки Ольга Стругова.

Главное, почему в православии не приветствуют объемное изображение, – подчеркнутая телесность, принадлежность к этому миру. Традиционное - плоскостное изображение - символизирует мир духовный. Азбухановы нашли золотую середину. Свои резные иконы они создают по канону, расписывают темперными красками. Но решать приходиться не только богословские и художественные проблемы. У них на один и тот же предмет – всегда два разных, подчас противоположных мнения.

«Очень критикуем друг друга. Очень словами жестко. И этим мы достигаем такого эффекта, чтобы аж звенело, - признается Инесса Азбуханова. - Вот когда наши эмоции зазвенят, она и передастся вам».

Несколько лет назад художники обратились к принципиально новому для себя жанру. Резные картины, в которых через абстракцию они рассказывают о разных событиях и явлениях. Это и русская революция, и полет Гагарина в космос. Их искусство уже давно признали и в России, и на Западе, и в самом Ватикане. А недавно икона Божией Матери, хранящаяся в Толгском монастыре, после нескольких лет пребывания там, вдруг замироточила.

Новости культуры