27.02.2014 | 16:41

Коллекция музея-заповедника «Царское Село» пополнилась новыми экспонатами

Коллекция музея-заповедника «Царское Село» пополнилась новыми экспонатами. Один из них – полотно Ивана Айвазовского. Некогда музей располагал обширным собранием картин знаменитого художника-мариниста. Но после 17-го года и Великой Отечественной коллекция постепенно переходила в ведение других музеев. Часть её оказалась в местах, не подходящих для хранения шедевров живописи. Рассказывают «Новости культуры». 

Полотно Ивана Айвазовского и другие раритеты XIX века были обнаружены в складских помещениях Дворца Культуры имени Горького, в которых они находились около 70 лет. В свое время могущественные советские профсоюзы могли себе позволить роскошь насыщения пролетарских клубов бывшими аристократическими вещами. С годами эти вещи ветшали, теряли достойных вид и прятались подальше от глаз рабочей молодежи.

«Я ее увидела в подвале. Рассмотреть ее совершенно не представлялось возможным, потому что она была покрыта такой плотной пленкой окислившегося лака. И совершенно не просматривалась ни подпись… Но когда смотришь на масштаб и не видишь буквы, которые еле угадываются, рука маэстро чувствуется», - отмечает главный хранитель ГМЗ «Царское Село» Лариса Бардовская.

Айвазовский - один из самых популярных и как следствие подделываемых русских художников. Особых сомнений по поводу подлинности этой картины у искусствоведов не было. Мастер любил Константинополь и создал серию работ, посвященных восточной столице, причем сюжеты повторялись в различных масштабах.

«Вот с этой картиной произошел тот самый случай. Он делал выставку видов Константинополя в середине XIX века. А вот эту картину он повторил уже по своей же, прежде созданной картине, гораздо позднее», - рассказывает Лариса Бардовская.

В пользу подлинности говорит и то, что картина оказалась в подсобном помещении ДК еще до начала 90-х годов и всплеска активности на антикварном рынке. Вместе с Айвазовским в музей пришли три вазы, изготовленные в середине XIX века на императорском фарфоровом заводе, предположительно по заказу Николая Первого. Редким украшением ваз служат эмали художника Корнилова, повторяющие картины известных мастеров золотого века голландской живописи Берхема и Моленара. В заповедник вазы поступили в удручающем состоянии. Ручки были утрачены, крепеж композиций нарушен, на поверхности наблюдались многочисленные сколы. Мастера царскоселькой янтарной мастерской освоили технологию работы с фарфором, для восстановления утрат использовался инновационный материал.

«Знаете, когда фарфор покупаешь в магазине, девушки стучат карандашиком, проверяя на какие-то сколы, утраты. Вот если по этим элементам постучать, то слышится совершенно нормальный, цельный звук. То есть вот это дополнение каких-то утраченных элементов сегодня соответствует тому материалу, который мы имеем изначально», - объясняет директор Царскосельской янтарной мастерской Борис Игдалов.

В истории новых поступлений поражает то, каким образом до последнего времени в закромах ДК сохранялась коллекция подобного уровня. Решение о передачи вещей в музей принималось на специальном совещании президиума профсоюзов.

«Были, конечно, и те члены президиума, которые хотели продать и выручить деньги. И должен сказать, что за отдельные раритеты могли бы выручить большие деньги. Но решили, что данные произведения искусства - раритеты - должны видеть все люди», - отмечает директор Дворца культуры имени А.М. Горького Анвар Сайтбагин.

Места экспонирования ваз и картины после окончания реставрации уже определены. Вещи украсят интерьеры Александровского дворца. До революции в Царском были и подобные вазы, и 13 полотен Айвазовского, которого чрезвычайно ценил Александр Третий.
 

Новости культуры