27.02.2014 | 11:42

Новые выставки на "Фотобиеннале-2014"

Культ красоты тела и архитектурных форм. «Фотобиеннале-2014» продолжает знакомить зрителей с работами выдающихся мастеров фотографии. В Мультимедиа Арт музее открылись выставки двух мэтров. Одна из экспозиций демонстрирует особенный взгляд венгерского художника Андре Штайнера. На второй выставке зрители смогут познакомиться с раритетными снимками основоположника жанра фоторепортажа и архитектурной фотографии Ивана Бианки. Рассказывают «Новости культуры». 

Вооружившись огромной камерой, стеклянными пластинами, покрытыми фоточувствительной эмульсией, итальянец по происхождению, швейцарец по паспорту и, кажется, русский по духу – Иван Бианки снимал Петербург и Москву. Только в первый год из 32-х лет работы в России фотограф запечатлел более 60 сюжетов. В XIX веке, быть может, Бианки и удовлетворял любопытство европейцев, демонстрируя им величественные Петербург и Москву, сегодня же, его работы показывают российскую историю в фотографии. На его снимках на Выборгской набережной ещё стоит Церковь Святителя Николая Чудотворца, на углу Рузовской - Церковь Священномученика Мирона, Исаакиевский собор ещё без ангелов, расположенных по углам.

«А на этой фотографии главный объект – маленькая часовня. Здания, что вокруг неё, существуют до сих пор, а часовни этой больше нет. Она исчезла, возможно, по каким-то политическим причинам, скорее всего, во время блокады Ленинграда», - рассказывает куратор выставки «Иван Бианки. Фотографии Санкт-Петербурга и Москвы 1850-1870-х» Арминио Скиолли.

Огромная камера Ивана Бианки позволяла и предельно отчётливо передавать детали архитектурной композиции, кажется, специально для того, чтобы более чем через столетие показать, как гармонично выглядели ансамбли московских улиц.

«Посмотрите, как выглядят башенки традиционные, которые сегодня на новых домах выглядят вообще иногда странно. И как улица имеет этажность, иметь стиль один - то, что мы сегодня потеряли», - отмечает директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.

Андре Штайнер в России никогда не был. Монумент «Рабочий и колхозница» запечатлел на Всемирной выставке в Париже, в павильоне СССР. С особым вниманием к движению и деталям, моменту Штайнер старался разорвать связь между фотографией и той статичностью, что была в то время на снимках. Его интересовала механика движущегося человеческого тела. Даже сам – как модель на своих фотографиях, показывает направление движения – туда, к горизонту будущего. Тем более, что техника уже позволяла.

«В двадцатых годах фотографы работали с объективами тяжелыми. Их приходилось носить на поясе. Он предпочитал фотоаппарат "Лейка" – техника более лёгкая, она позволяет смотреть перед собой и фотографировать, то, что перед глазами», - рассказывает куратор выставки «Андре Штайнер. Фотографии» Франсуа Шеваль. 

На выставке представлено порядка 112 снимков, созданных с 33-го по 39-й годы. Здесь и работы, снятые в Марокко, Венгрии, Австрии. Много семейных фотографий. Лично представить их в Москву впервые приехала дочь Штайнера – Николь Бажоле. «Эта фотография была сделана в мой первый в жизни день. Я думаю, это лучшая работа отца», - убеждена дочь Андре Штайнера Николь Бажоле.

Она не пошла по стопам отца, стала химиком. Но после смерти отца Бажоле приложила максимум усилий, чтобы собрать как можно больше из его работ – не просто коллекцию – семейное наследие, которое можно передать внукам.

Новости культуры 

Читайте также:

Десятый международный фестиваль "Фотобиеннале 2014" открывается в Москве