13.07.2011 | 11:34

В Москве открылась выставка японских мастеров квилтинга

«Неспешность бытия» - под таким названием в Москве открылась выставка японских мастеров квилтинга. Это особая техника лоскутного шитья, более сложная, чем привычный русскому уху «пэчворк». При изготовлении квилта прошиваются не менее трех слоев ткани, и изображение становится трехмерным. Родиной квилтинга считаются США. Японские художницы, соединив импортную технологию с национальной философией, создают совершенно оригинальные произведения искусства. А у этого выставочного проекта еще и особая цель: поддержать пострадавших от разрушительного землетрясения в Японии в марте этого года. Рассказывают «Новости культуры». 

Первые лучи утреннего солнца, потоки водопада, цветение сакуры - японский квилтинг чем-то близок импрессионизму. Только низ из мазков кисти, а из лоскутков ткани мастер создает моментальный снимок состояния природы. В Россию они привезли более 30 произведений. Все - в память о погибших и пострадавших от мартовского землетрясения, потрясшего весь мир. У себя на родине рукодельницы тоже организовали благотворительную акцию для детей, переживших трагедию. Вместе они сшили множество одеял и ковриков. Теперь некоторые из этих работ увидят и в России.

«Это лоскутное полотно сделано в специальной технике - шибори. Я завязываю на ткани маленькие узелки и потом крашу их, этой технике уже более тысячи лет. У нас она очень ценится и передается из поколения в поколение», - рассказывает художница Кодака Норико (Япония).

Мастера квилтинга советуют рассматривать полотна так медленно, словно жизнь на мгновение остановилась. Об этом говорит само название выставки - «Неспешность бытия». Особое внимание уделяют выбору материалов. Некоторые из них носят почти сакральный смысл. Это лоскутки кимоно предков, которые по преданию хранят в себе добрую энергетику. Не менее важна игра цвета.

«Например, вот перевод с японского такой: «Даже в самый тяжелое время, мрачное, всегда блеснет лучик надежды. В работе нет ничего особенного, если говорить о технике, но там так подобран колорит, и там такой розовый цвет, мы монтировали выставку ночью, они прилетели вечером, розовый цвет светится просто на мрачном фоне, светится на этом черном фоне, действительно, как лучик надежды», - говорит президент Ассоциации мастеров лоскутного шитья России Лариса Денисова.

Российские рукодельницы вызвались поддержать японских мастериц. Работы художницы Ольги Пустоваловой отличают фантастические мотивы, многообразие деталей и техник исполнения. Она уверена, что квилтинг – это огромное поле для фантазии. А лоскутные изделия могут быть как украшением интерьера, так и иметь прямое практическое назначение.

«Первая моя работа была сделана в 78-м году, когда я также не подозревала о существовании пэчворка, всей этой лоскутной тематики, просто у меня была холодная стенка у кроватки дочери новорожденной, и я сделала первый коврик», - вспоминает художница Ольга Пустовалова.

Большинство участниц этой выставки – не профессиональные художницы. Квилтинг для них – одна из возможностей сделать окружающий мир уютнее. Японки с удовольствием делятся опытом. В ближайшее время они посетят Суздаль, Санкт-Петербург и Иваново, где примут участие в лоскутном фестивале.