14.08.2003 | 00:00

Сергей Фомин. О грустном. Из опыта "кабаретного" общения с публикой

О.Басилашвили на "Линии жизни"
Как-то с первого взгляда уж очень все просто устроено в этой передаче: зал, публика, столик, стул, на стуле за столом - герой-рассказчик. И его ответы на устные вопросы, и записки из зала.

И все это прекрасно держит эфир в пятницу вечером на канале "Культура", потому что в этой передаче нет ничего лишнего, кроме самой роскоши человеческого общения.

"Линия жизни" продолжает славную традицию былых встреч в Концертной студии "Останкино", тех, что спустя почти тридцать лет время от времени повторяют на том или другом канале, что присуще любой телеклассике. И в этих повторах опять можно увидеть, как быстро перекрестился, выходя на сцену, Андрей Миронов; как все два часа своей встречи Валентин Катаев, которому тогда было уже за восемьдесят, провел ни разу не присев; как искал нити смыслов, связывающие его с современниками, академик Лихачев; и какие титанические страсти бурлили во внешне сдержанном Юрии Власове.

"Линия жизни" лишена, пожалуй, той монументальности, которая была присуща старинным встречам. Студия более интимна; невысокий подиум, на котором находится герой передачи, делает его ближе к публике, которую и публикой-то в полной мере не назовешь, потому что те, кто приходит в студию "Линии жизни", - полноправные, заинтересованные участники разговора. Это видно из того, что в студии отсутствуют, что называется, "недельные" вопросы. Герои - по большей части люди творческие, и ищут у них ответов отнюдь не "судьбоносных", а вполне сообразных профессии - о том, что они знают и помнят: об их собственной жизни и работе, о встречах с ныне ушедшими коллегами, то есть о том, о чем им самим просто и легко говорить.

И тогда Григоргий Бакланов совершенно спокойно просит повторить вопрос с правой от него стороны, потому что у него контужено левое ухо. И это - просто память о той войне, которой посвящено большинство его произведений.

А Олег Басилашвили, вспоминая великого Товстоногова, не мог удержаться, чтобы не изобразить, несколько шаржируя, но очень точно, манеру речи великого режиссера, тоже не чуждого различным человеческим слабостям. И здесь видится традиция устных рассказов Ираклия Андроникова, и прежде всего - классический "Первый раз на эстраде", являющийся, кроме всего прочего, еще и шедевром отечественной юмористики.

Именно в выпуске "Линии жизни" с участием Олега Валериановича прозвучало то, что раскрывает загадку этой передачи с еще одной, может быть, даже несколько неожиданной стороны. Дело в том, что в начале 60-х Басилашвили участвовал в постановке спектакля БДТ "Карьера Артуро Уи", который ставил польский режиссер. И вот Олег Валерианович никак не мог понять, как, в соответствии с требованием польского режиссера, играть "кабаретно", потому что тогда еще не видел ни одного подобного заведения.

Сейчас-то наш народный артист, конечно же, ликвидировал данный пробел в своем театральном образовании, но надо заметить, что "кабаретно" - это именно так, как он и создавал образ самого себя в тот момент, когда все это рассказывал в программе "Линия жизни", будучи сам себе и автором, и исполнителем, и режиссером. Но не снисходя при этом к публике с высоты классического сценического подиума, а вот так - на расстоянии, ну, может быть, двух вытянутых рук от зрителя.

Во встречах на "Линии жизни" очень часто звучит имя Высоцкого, и не только потому, что с ним были знакомы многие из рассказчиков. Оно всплывает в таких разговорах как бы само собой, под влиянием типа общения. Ведь если послушать записи его концертов полностью, то становится понятно, что он не только исполнял или, как он сам говорил, "показывал" свои песни, но и строил весь свой концерт от начала и до конца как единый акт раскрепощенного "кабаретного" общения с публикой, в чем был тоже одним из первых.

"Линия жизни" умудряется обходиться без ведущего.

Ведет программу о самом себе тот, кто лучше всего знает обсуждаемый предмет, - сам ее герой. Хочется выразить искреннюю благодарность за эту важную особенность данной программы ее создателям, и прежде всего генератору идей, автору Наталье Сологубовой, директору Татьяне Дмитриевой, всему творческому коллективу, усилиями которого программа "На линии жизни" выдвинута на соискание премии "ТЭФИ-2003".

И знаете, очень приятно присутствовать при разговоре, где в студии нет ни одного депутата, ни одного "представителя властных структур", ни одного "эксперта по обсуждаемому вопросу", где ни с кем не связываются по телемосту, и где аплодисменты звучат не после каждой реплики, независимо от ее содержания, а там, где они необходимы.

При этом "Линия жизни" - все-таки грустная передача. Ведь если люди искусства востребованы, и именно таким вот образом, значит, они недостаточно заняты в самой своей профессии. И при отсутствии других ролей играют самих себя в этом очень простом по антуражу спектакле - зал, публика, столик, стул. И по-студенчески передаваемые из рук в руки записки...

Газета "Культура", 14-20 августа 2003.