14.07.2011 | 10:15

Выставка "Из истории российской фотографии"

«Из истории российской фотографии». Выставка, которая открывается сегодня в Мультимедиа Арт Музее на Остоженке, не претендует на всеохватность. Представить в нескольких залах все отечественное фотоискусство – все равно, что объять необъятное. Кураторы этой экспозиции выбрали особый угол зрения - общественные и профессиональные объединения фотографов.Рассказывают «Новости культуры».

«Это наводнение Москвы 1908 года. Выполнил фотограф из Твери, фотографии выставляются впервые. Здесь - воспитательный дом, набережная Москвы-реки», - показывает куратор выставки Татьяна Сабурова.

Наводнение, случившееся на Пасху 1908 года, было одним из самых разрушительных, вода поднялась на девять метров, была затоплена пятая часть всего города. Благодаря этому сохранилось множество фотографий улочек Москвы, на которые, при других обстоятельствах, фотографы не обратили бы внимания. Как писали тогда газеты – фотографы выполнили свой долг перед историей. В 1914 году они выполнили его еще раз. В тот год был объявлен фотоконкурс «Уходящая Москва». Звучит актуально.


«Это был период, когда в Москве развернулось бурное градостроительство, сносили многие здания, строили новые доходные дома. И любители старины поставили перед собой задачу – сохранить в фотографиях исконно русский город, каким они считали Москву», - объясняет Татьяна Сабурова.

Вот так выглядела Пушкинская площадь – там, где сейчас кинотеатр и памятник Пушкину, был Страстной монастырь, за восстановление которого уже несколько лет борется общественность. А вот уже советское время, конец восьмидесятых, закат советской власти. На фоне разрушенной церкви - крестный ход с транспарантами и знаменами. Две России – царская и советская. Их объединяет любовь к фотографии. Большинство этих снимков делали не фотожурналисты, а фотохудожники и фотолюбители. Вот почему на снимках совсем нет официоза.

«Если тогда самой свободой считалась обнаженная натура, Гринберг за которую сидел, а Улитина выслали, то здесь был скачок и к обнаженной, безусловно, натуре, и жажда показать жизнь, которую нельзя было публиковать, нельзя было показывать. А вот такие вот рабочие не могли быть нигде показаны, ни опубликованы, а потом все это стало можно», - рассказывает фотохудожник Сергей Бурасовский.

Фотографы в Советском Союзе были под стеклянным колпаком у власти. Долгие годы им не разрешали создать свой профессиональный союз. Первый, и то республиканский, появился только в 1969 году – Общество фотоискусства Литовской ССР. Большинство работ, представленных на выставке, никогда не были опубликованы. В отличие от фотокорреспондентов, которые делали репортажи с социалистических строек, фотолюбители снимали неофициальную Россию.

«Первая выставка, на которой мы без цензуры могли показать все, что нам присылали авторы, – это была выставка в Астрахани в 88 году. И тогда приходили чиновники от культуры, смотрели эту выставку, ни одной фотографии не сняли, хотя на ней были и дома престарелых, и вытрезвители, и проститутки, тогда стало это можно, мы хотели это показать», - говорит  председатель Союза фотохудожников России Андрей Баскаков.

Фотолюбители со всего Советского Союза день за днем фиксировали хронику частной жизни. Кто-то снимал свою семью, кто-то друзей, соседей. Это фотолетопись страны, которая ведется и сегодня.