14.07.2011 | 10:44

Международный симпозиум ученых-антропологов прошел на Алтае

История происхождения человека требует серьезной корректировки. К такому выводу пришли участники Международного симпозиума, который прошел на Алтае, на базе знаменитой Денисовой пещеры. Поводом для встречи ведущих археологов, антропологов и генетиков из разных стран стала сенсационная находка. В марте прошлого года в пещере, хранящей более двадцати культурных слоев различных эпох, были обнаружены останки ранее неизвестного науке вида человека, жившего более сорока тысяч лет назад. Рассказывают «Новости культуры».

Уже 16 лет Анастасия рисует только камни и кости. Это не новое течение в изобразительном искусстве, а ее работа, фиксировать в мельчайших деталях орудия труда древнего человека.

«Направление сколов на такой породе не всегда видно, тем более на фотографии, а художник  именно определенными штрихами показывает, то есть археолог сразу видит», - говорит художник Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН Анастасия Абдульманова.

Все эти находки сделаны в Денисовой пещере. В пристанище святого старца Диониса, который некогда жил в этих местах, по данным ученых, сокрыты свидетельства последних 280 тысяч лет жизни на Земле. В каждом из пронумерованных слоев - следы различных цивилизаций. В одиннадцатом археологи и обнаружили остатки культуры неизвестной ранее ветви человечества, хомоалтаенсис или так называемого денисовца.

«Такая была ситуация, копали, появилась интересная кость, посмотрели, палеонтологи у нас работали известные, показали, определили, отправили в Германию, и стала она путешествовать поэтапно, и стала она знаменитой», - рассказывает старший научный сотрудник Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН Александр Сабанков.

На сенсационную находку наткнулса археолог Александр Сабанков. Косточку фаланги пальца ребенка в одиннадцатом слое он обнаружил рядом с бусами, кольцами и орудиями труда. До сих пор считалось, что подобные предметы появились у хомосапиенс. На земле человек разумный бродил сорок тысяч лет назад. Но вот незадача – алтайские находки оказались гораздо старше.

Известный в научных кругах палеонтолог Сванте Пабе сделал генетический анализ и подтвердил – ДНК ребенка, чьи останки обнаружили в Денисовой пещере, не принадлежит ни хомосапиенс, ни неандертальцам.

«Из маленького кусочка косточки, фаланги, мы можем извлечь информацию и реконструировать полный геном древнего человека, мы можем сказать об истории развития популяции», - объясняет профессор Лейпцигского института эволюционной антропологии имени Макса Планка (Германия) Сванте Паабо.

Главный археолог Сибири – Анатолий Деревянко - в Денисовой пещере собрал лучших палеогенетиков Европы и Америки. Сам факт того, что подобные орудия изготовил не человек разумный, заставляет ученых по новому взглянуть на всю историю нашего происхождения.

«Было четыре региона, где развивался человек, и где развивалась его материальная культура. Хомосапиенс африканенсис - Африка, хомосапиенс неандерталенсис - Европа, хомосапиенс ориенталенсис - Восточная и Юго-Восточная Азия и хомосапиенс алтаенсис - территория южной Сибири и Центральной Азии», - отмечает академик, директор Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН Анатолий Деревянко.

Сейчас в пещере продолжают работать археологи. Они не исключают – здесь их ждет еще немало открытий.